Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Евгений Капов: эстонские ветераны Чернобыля — лучший мир подождет, несмотря ни на что

Автор: Евгений Капов, независимый журналист (Эстония)

 Как пел поэт Высоцкий, «А на кладбище так спокойненько, ни врагов, ни друзей не видать. Все культурненько, все пристойненько, исключительная благодать». Эту же мысль недавно, только уже прозой, озвучил министр обороны Эстонии, заявив о том, что государство лишает лиц, входящих в категорию репрессированных, ежегодного медицинского пособия в 150 евро. А ведь под эту категорию опадают не только бывшие «лесные братья» и другие сидельцы ГУЛАГА. В своё время эстонское государство расщедрилось и присвоило статус репрессированных… ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС с вытекающими из этого льготами.  Логику этой манипуляции понять сложно, но можно (дескать, чернобыльцы – жертвы советских репрессий), но что делать: присвоили и присвоили. Хотя ветераны Чернобыля, с которыми общался автор, себя репрессированными не считают. Впрочем, и добровольцами тоже. Их призвали на военные сборы и они выполнили свой долг. Некоторые государственные льготы для ликвидаторов  распространяются только на граждан Эстонии. Некоторые пособия получают и граждане, и лица без гражданства. Выход на пенсию на пять лет раньше распространяется на всех чернобыльцев, в том числе и граждан России. А вот остальные – строго по цвету паспорта.

5 апреля эстонская газета «Постимеес» опубликовала сообщение следующего содержания.

«В середине марта министр обороны Ханно Певкур (Партия реформ) объявил, что ежегодное медицинское пособие в размере 150 евро больше не будет выплачиваться репрессированным. Причина — война в Украине, начавшаяся три года назад, и нынешняя ситуация с безопасностью, в которой необходимо готовиться к защите страны. Таким образом, в этом году на популяризацию военной службы, введение НАТО, чествование ветеранов Сил обороны и создание фильмов, отражающих вооруженное сопротивление, будет выделено почти 360 тысяч евро.

«Честно говоря, это бессовестно», — сказал офицер в отставке Тийт Пыдер, член правления Эстонского фонда помощи репрессированным (ERAF), который возглавляет Союз борцов за свободу Эстонии, являющийся одним из основателей фонда, и преподаёт национальную оборону в Вестхольмской гимназии в Таллинне».

Коснётся ли это решение представителей другой категории репрессированных, а именно – ликвидаторов аварии на ЧАЭС, которые сегодня уже стали стариками? 70-летний Юрий Рейманн – председатель Чернобыльского комитета Эстонии считает, что раз в заявлении министра обороны говорится о репрессированных, значит коснётся и чернобыльцев, которых сегодня в стране осталось чуть меньше 3 тысяч.

— Раз уже это в газете, значит пособие закрыли. Было 230 пособие. Но сегодня репрессированным выделяют 290 евро. Я когда-то Ратасу (бывшему премьер-министру от Центристской партии. Авт.), говорил: вместо 230, можно было поставить хоть 365, тогда был бы хоть 1 евро в день. А так – мы получаем какие-то центы в день. А теперь опять забирают? Это какие-то политические игры. Сейчас опять новые власти. Реформисты у власти, и я не удивляюсь, что они закрыли эти 150 евро. Местные власти могут через свои возможности помогать ветеранам, но это дело каждого самоуправления. Например, Таллин – это большая управа, и они помогают чернобыльцам: русские или эстонцы – разницы нету. И мы получаем 250 евро на санаторий. Тогда мы получали 200 на зубы, каждый год 80 евро на очки. Все уже старые, носят очки, а они дорогие, каждый год цена поднимается. Да и этих денег на санаторий раньше хватало на десять дней, а сегодня только на три-четыре дня. А за это время реабилитацию не получить, надо неделю – десять дней. А у людей, чтобы приплачивать, денег нет.

— Так в Таллине тоже власть поменялась. Эти льготы, от города останутся?

—  Думаю, останутся. Не верю, что посмеют трогать.

— Так какая самая большая сегодня проблема у ветеранов-ликвидаторов, живущих в Эстонии?

 — Это здоровье. Мы старые и больные. Я в своё время делал предложение, чтобы чернобыльцы могли попасть к специалистам и на операции без очереди. Вы же знаете, что к врачу-специалисту очередь очень большая, а на операцию иногда своей очереди по целому году ждут. Я предлагал сделать так, чтобы репрессированные могли попадать к специалистам и на операции в упрощенном порядке.

— И как? Предложение приняли?

— Нет, не приняли.

Евгений Капов: эстонские ветераны Чернобыля — лучший мир подождет, несмотря ни на что

28 апреля 2012 года в эстонском местечке Пилиствере, что на границе Йыгеваского и Вильяндиского уездов Эстонии, среди памятных камней, посвященных жертвам репрессий, появился еще один: жертвам радиации. На церемонии открытия присутствовали ветераны-ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской станции. Но не только. В отличие от памятных камней, установленных в Нарве, Силламяэ и Йыхви, этот памятный камень не содержит в надписи слово «Чернобыль». Инициатор установки этого памятника – жительница эстонской столицы Марью Тоом, которая ребенком вместе с родителями была депортирована в Казахстан, где они жили неподалеку от Семипалатинского полигона, на котором проходили испытания атомной бомбы. И, естественно, радиация не щадила ни детей, ни взрослых. К тому времени, когда в 2011 году Марью установила этот памятник, а на следующий год прошла церемония его открытия, в Эстонии еще были живы люди, которые находились в зоне облучения после аварии на челябинском «Маяке»; кто хватил дозу в Палдискии; кому не пошла на пользу работа на Силламяэском заводе по обогащению уранового концентрата. Но, конечно, «главными героями» на той церемонии были чернобыльцы. Почтить память ушедших и пожелать здоровья выжившим приехали украинские дипломаты – тогдашний второй секретарь посольства Украины в Эстонии Людмила Андриенко и консул посольства Артем Пушкин. Мемориальный камень освятил тогда пастор местного лютеранского прихода Херманн Калмус. Тогда, 12 лет тому назад, из 4870 человек, отправленных в 1986 году из Эстонии в радиоактивную зону, живыми были примерно 3000 человек. Сегодня, по словам Юри Рейманна, эта цифра уменьшилась.

Евгений Капов: эстонские ветераны Чернобыля — лучший мир подождет, несмотря ни на что
Больше всего резервистов было отправлено из Ида-Вирумаа, где в Йыхви базировался полк гражданской обороны, который был развернут по штату военного времени. К нему были приписаны резервисты из Силламяэ, Нарвы, Кохтла-Ярве и Йыхви. Сегодня нарвская организация ветеранов Чернобыля, по словам члена правления  Нарвского Союза чернобыльцев Вячеслава Язвинского, насчитывает порядка 100 человек. В нее входят также некоторые ликвидаторы из Силламяэ и Кохтла-Ярве. После прекращения деятельности Кохтла-Ярвеской организации чернобыльцев, многие из них оказались «бесхозными», живут, не зная своих прав и положенных льгот».

26 апреля исполнится 38 лет с того трагического дня. С тех пор мир отведал Фукусиму, которая, слава богу, обошлась не так ужасно, как Чернобыль, но всё-таки.

 7 апреля 20024 года МАГАТЭ констатировало, что «при атаке дрона произошло не менее трех попаданий в защитную оболочку реактора Запорожской АЭС»…

Раздаются голоса некоторых политических деятелей военных, призывающие применить тактическое ядерное оружие… У ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, старых больных людей появился стимул, чтобы не торопиться в лучший мир: надо дожить, чтобы увидеть, чем всё это закончится. И если даже заберут у тех, кому положены эти 150 евро в год для поправки здоровья, «торопиться не надо, торопиться не надо». Лучший мир подождет!

 Да! Чуть не забыл: еще Эстония собралась строить свою атомную электростанцию…

 

На снимках: Чернобыль, 30-километровая зона. 1986 год;  Пилиствере (Эстония). 2012 год.

 

Фото автора

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий