Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Жаркие. Зимние. Мои. Чем уникальна Олимпиада в Сочи

Десять лет назад состоялась церемония открытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Корреспондент РИА Новости Спорт вспоминает о наполненных счастьем трех неделях, оставшихся с ним на всю жизнь.
Все эти десять лет я периодически возвращался в мыслях к вопросу — почему сочинская Олимпиада сохранилась в памяти едва ли не главным событием в жизни? Подлетаешь к аэропорту в Адлере, видишь по правую сторону борта олимпийские объекты, садишься в аэроэкспресс, приезжаешь на гиперсовременную станцию «Имеретинский курорт — Олимпийский парк», выходишь на главную площадь с факелом — и внутри неописуемое словами ощущения гордости, что ты был свидетелем какого-то чуда, которое с тобой уже никогда не случится…
Но однажды мне показалось, что я понял секрет успеха Олимпиады в Сочи. И корни его — в событии, которое произошло за 34 года до февраля 2014-го. Конечно, я имею в виду московскую Олимпиаду, которая осталась в памяти тех людей, кто готовил сочинские Игры. У меня — в виде вкуснейшей колбасы в нарезку, соков в пакетиках, «Фанты». Ну, в шесть лет такое простительно. У кого-то — по-другому. Но всем без исключения хотелось, чтобы Мишка улетел в московское июльское небо не навсегда — и олимпийская магия вернулась.
Может быть, это слишком романтизированная версия. Ведь прагматичный вариант тоже имеет право на существование. Конечно же, тем, кто придумал эту Олимпиаду, хотелось вытащить Сочи из прошлого века, где он застрял со своими обветшавшими санаториями советской постройки и полным отсутствием какого-либо сервиса, превратить его в курорт мирового уровня и приносить деньги в казну, зарабатывая на туристах, успешно конкурируя как летом с Турцией, так и зимой с Альпами. Олимпиада проводится в том числе и ради уникального наследия, которое кардинально меняет жизнь людей.
Не стоит забывать, что за это наследие сочинцам пришлось и пострадать. Несколько лет город стоял в пробках, которые даже москвичам не снились. Ладно бы причиной были только стройки — перекрытия по случаю приездов различных важных лиц тоже никто не отменял. Помню, как Татьяна Анатольевна Тарасова лично пробивала дорогу для наглухо застрявшего в таком заторе автобуса с фигуристами во время одного из предолимпийских чемпионатов России. «Я — Тарасова!» — прокричала она перекрывшим дорогу гаишникам, и те спасовали перед ее напором…
 
Кому-то из-за Олимпиады пришлось и лишиться жилья. Не секрет, что во время создания инфраструктуры Игр под снос пошли частные дома, которым не повезло оказаться на требуемой к освоению под объекты территории. Безусловно, это тяжелейшая история — ведь многие на этой земле жили поколениями. Но власти постарались по максимуму сгладить горечь расставания со своей недвижимостью. Людям предоставили современное жилье в новых поселках, возведенных неподалеку, с инфраструктурой совершенно иного уровня, а денежной компенсации, как мне рассказывали местные жители, хватило и на автомобили, и на финансовую «подушку безопасности».
 
Я не ходил 10 лет назад на церемонию открытия сочинских Игр. На всех работавших от агентства корреспондентов билетов не хватило, и я, поскольку присутствовал на главной церемонии Олимпиады в Лондоне за два года до этого, взял самоотвод — чтобы на стадион попали те, у кого такого шанса не было раньше и не факт, что был бы в дальнейшем. Вместо этого я отправился в расположенный неподалеку поселок «Совхоз Россия», он тогда был словно островком свободы от олимпийской лихорадки. Но все-таки Олимпиада захватила и его — трансляцию церемонии смотрели в каждой палатке. Местные приняли эти Игры.
Церемония закрытия летних ОИ-1980 в Москве - РИА Новости, 1920, 03.08.2022
А насчет памяти предков — ведь ее спасли там, где, по сути, это было сделать невозможно. До сих пор далеко не все гости Олимпийского парка знают, что скрыто за кольцом из елей буквально в ста метрах от главной площади. А ведь это, может быть, самая трогательная история всей подготовки к Олимпиаде. Там, за елками — крошечное старинное старообрядческое кладбище. У проектировщиков и строителей не поднялась рука пустить его под бульдозер — и в итоге погост сохранили. Если целенаправленно обойти его по кругу, можно найти и вход, а встав на одну из скамеек, поставленных по периметру — увидеть, что все могилы в целости и сохранности.
Во время самой Олимпиады про этот удивительный объект ничего не рассказывали, да и до сих пор в буклетах, посвященных Олимпийскому парку, информации про него найти не получится. На мой взгляд, совершенно зря. Ведь это сохранившееся вопреки многочисленным примерам рубки прошлого под корень кладбище — наглядное свидетельство того, что Игры в Сочи готовили с душой. С настоящей русской душой.
 
Сейчас это прозвучит, наверное, странно, но десять лет назад настоящую русскую душу познали во время Олимпиады и иностранцы. Прекрасно помню, как вечерами в разбросанных по медиаобъектам куренях гости из-за рубежа вкушали наши национальные напитки и отплясывали под непрерывно гремевшие русские песни. Да и вообще мир в те февральские дни словно сжался до размеров сочинского Олимпийского парка. Как на Играх в других странах всегда открывали «Русский дом» — так в Имеретинке работали «Американский дом», «Канадский дом», «Швейцарский дом» и так далее. В каждый можно было совершенно свободно зайти — и пообщаться там с болельщиками из этих стран, купить символику, обменяться значками…
 
Вот, кстати, еще одна душевная олимпийская традиция, которую не встретишь на других спортивных мероприятиях. Помню, долго оставался скептиком в отношении этой «значкомании» — но когда все же влился в струю со всеми остальными, понял, насколько же это круто. Ведь обменяться с кем-то значками- это не просто получить в коллекцию маленький кусочек железа, а улыбнуться совершенно незнакомому человеку, перекинуться с ним несколькими фразами, и не важно, что он тебя может и не понять, потому что не говорит на твоем языке. Это обмен человеческим теплом, который так нужен в нашем колючем мире.
 
Вы заметили, что в материале о десятилетии Олимпиады я даже не вспоминаю о спортивной ее части? Да, безусловно, суперсовременные арены в Сочи строились для того, чтобы на них состязались лучшие атлеты мира. Но олимпийское волшебство как раз в том, что на долгую память у тебя остается главным образом атмосфера, аура Игр. И только потом — блестящие победы. О них мы, конечно, еще вспомним — в других текстах. Здесь же — про иное.
Хотя, конечно, и здесь нечестно будет не вспомнить, что кому-то жажда этих побед застила глаза, заставила пойти на, возможно, самый грандиозный обман в истории спорта. Всех деталей мы до сих пор не знаем, но, увы, поскольку Россия в лице спортивных руководителей принесла за допинговые манипуляции в Сочи официальные извинения, сказать, что этого не было, уже не получится. И я знаю многих людей, которым эта история испортила все олимпийское послевкусие.
 
Не смогу, конечно, им вернуть его, но хочу просто сказать — а разве имеют к этому отношение все те, кто поддерживал своих любимых спортсменов на трибунах, кто искренне работал на успех сочинской Олимпиады, кто вывел на совершенно иной уровень жизнь целого города? Те, например, благодаря кому от морского побережья до горнолыжных склонов Красной Поляны можно домчать за 40 минут, а не петлять два часа, как раньше, по вырубленной в скалах пленными турками дороге, которую местные прозвали «Господи, пронеси» — почему им должно быть стыдно за чей-то обман?
 
Пусть за ту историю будет стыдно другим. Да, она потрясла мир — но плохое забудется, это свойство человеческой памяти. Ту Олимпиаду у нас никто не отнимет. Она в аренах, которые, в отличие от других олимпийских столиц, используются вовсю. Она в «Ласточках», курсирующих вдоль моря. Она даже в той палатке со смешной надписью Products в Адлере — люди, не знающие английского, все равно искренне хотели помочь иностранным гостям.
 
Три недели сочинского счастья — с нами навсегда.
Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий