Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Конституционный суд сделал смелый шаг, но до конца не пошел

Может ли продолжать действовать закон или в данном случае статья в законе, которая противоречит (нарушает) конституции? Этот вопрос даже для студентов первого курса юрфака будет звучать риторически. Разумеется — нет! Однако решение Конституционного суда, вынесенное в минувший четверг, показало, что, оказывается, даже нарушающая Основной закон статья может продолжать работать (применяться) еще почти год!



Умопомрачительная поправка

Напомним, что еще в минувшем году был подан иск в КС по поводу, мягко говоря, дискриминационной поправки к Закону о высшей школе, которая запретила даже в частных вузах преподавать (читать лекции) на неофициальных языках ЕС. Конечно, речь шла о запрете обучения, даже частичного, на русском языке. При этом и образование на официальных языках ЕС (кроме латышского) в частных вузах было существенно ограниченно, прежде всего для постоянных жителей Латвии.

Невероятно, но факт: в стране ЕС, в условиях правового государства, законодатель запрещает студентам за их собственные деньги слушать лекции на иностранных языках на всех этапах высшего образования — на бакалавриате, в магистратуре и докторантуре! Причем данная умопомрачительная поправка была внесена уже на этапе третьего чтения законопроекта, что не дало возможности для всестороннего обсуждения с привлечением экспертов и тех, кого эта поправки непосредственно затрагивает: студентов, преподавателей, владельцев вузов.

Странное решение

После длительных слушаний, состоявшихся в апреле–мае, КС начал готовить свой вердикт, который на днях и был озвучен. Судьям КС хватило смелости признать данную статью (56–ю, третья часть) не отвечающей нормам Сатверсме. Однако судьи не решились сразу же признать ее недействительной. КС принял совершенно необычное решение: позволил нарушающей конституцию поправке работать до 21 мая 2021 года. Обоснование: судьи, во–первых, решили, что отмена этой поправки с момента ее принятия создаст некий вакуум в регулировании языков обучения. А во–вторых, мол, надо дать парламентариям время на подготовку нового языкового регулирования.

Честно говоря, звучит не очень убедительно. Стоит напомнить, что есть еще Закон об образовании, статья 9 которого четко определяет языки обучения в госвузах. Таким образом, отсутствие поправки в Законе о высшей школе вовсе не приведет к тому, что завтра госвузы перейдут на русский или китайский языки обучения. Да и частные вузы продолжат обучение согласно лицензированным и сертифицированным программам. Чтобы подготовить новую языковую регуляцию в Законе о высшем образовании, сейму уж точно не нужны 11 месяцев. Для этого достаточно максимум двух–трех месяцев, и то с учетом летних каникул.

Гарантий нет

Теперь же получается, что не только в ближайшем учебном году, то есть в сентябре 2020 года, но и в учебном году, который начнется в сентябре 2021–го, частные вузы не смогут осуществлять набор студентов на билингвальные программы (с обучением в том числе и на русском языке), а также жителей Латвии — на полностью англоязычные программы. Кто компенсирует вузам огромные убытки? Уж точно не Карлис Шадурскис и другие горе–политиканы, которые придумали эти поправки, нарушающие здравый смысл, академическую свободу и свободу предпринимательства. Кстати, по поводу свободы предпринимательства КС намерен обратиться в суд ЕС в Люксембурге за правовыми разъяснениями. КС хочет понять, насколько нормы ЕС увязывают право на предпринимательскую деятельность с вопросами языкового регулирования частных учебных заведений.

Так или иначе, но пока нет никаких гарантий, что правящие за следующие 11 месяцев реально будут при выработке новой языковой редакции придерживаться духа и буквы вердикта КС.

Эдуард ЭЛЬДАРОВ.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий