Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Балтийские медведь, лиса, заяц? Или улитка? Названа причина отставания Латвии


«Гонки за титулы балтийского медведя, лисы и зайца продолжаются с тех пор, как три независимые страны на берегу моря определили свои собственные планы. Некоторое время латыши находились посередине — между якобы медлительными эстонцами и агрессивными крикунами снизу по карте. Однако в последние годы наша конкурентоспособность по сравнению с соседями явно просела. Что же случилось? — задается вопросом Арманд Пуче в своей колонке в «Латвияс авизе», перевод Press.lv.



Конечно, советская оккупация определила общее развитие страны, но даже в те времена Латвия была посередине двух сестер. У эстонцев всегда была колбаса, у литовцев — хорошие дороги, а мы коллекционировали выдающихся советских номенклатурщиков.

Замените Москву на Брюссель, и вы увидите, что стилистически Рига не изменила своего вклада в прялку мировой бюрократии. С тем же усердием и эффективностью, с которым раньше вышивали картину мировой революции, сегодня заполняем экселевские таблицы и выполняем все рекомендации и нормативы.

Государство создано для того, чтобы управлять. Обратный принцип — что управление должно служить именно государству — в наших широтах не работает. И поэтому не будет у нас ни политического оздоровления, ни ротации наверху, которых время от времени требует повестка дня, потому что — государственная служба не сдаст свои позиции, а политики к этому не готовы. И дело не в лени в одном случае, глупости в другом и отсутствии воли в третьем, а в том, что бюрократия не поддается обучению. Она сама себя обучает…

Почему эстонцы оторвались от нас, а литовцы обогнали как стоящих? Вот вам яркий пример. Несколько недель назад миссия Международного валютного фонда за один раз посетила сразу и Латвию, и Литву. Что ж, кредиторы не только дают в долг, но и прикидывают, как вернуть деньги.

Что они видят в Латвии? То же самое, что и мы. Инфляционный батут, снижение производительности, инвестиционные костыли, нехватку рабочей силы. Затем они дают рекомендации, которые фактически станут ориентиром для латвийской экономики в ближайшем будущем. Они говорят: вы должны больше получать с налога на недвижимость, вы не должны давать так много налоговых льгот, и есть еще один налог, который вы всерьез не применяете — налог на углеродные выбросы. Наши сидят за столом и почтительно делают заметки. Если эти рекомендации и обсуждаются, то только в мужских туалетах или курилках в 10 метрах от входа… В Латвии так принято — если нам что-то рекомендовали, то это базовая рамка для дальнейшей работы.

Так что не будем удивляться, если в конце лета правительство обоснует не только увеличение перечисленных выше налогов, но и накинет еще один процент на НДС. И когда миссия МВФ говорит латвийской стороне, что «акцент следует сделать на налоговой реформе, способствующей росту», не стоит питать иллюзий относительно того, как эта рекомендация будет интерпретирована нашей стороной.

Так называемый «рост» уже начался, когда государственная администрация и политический истеблишмент ничтоже сумняшеся повысили себе зарплаты, одновременно намекая предпринимателям — мол, вам надо больше работать, наполняя бюджет… Вот так выглядит свинство в реальной жизни.

Что происходит с теми же миссионерами МВФ в Литве? Они приезжают и с ужасом понимают, что Литва — независимая страна. Что она ввела солидарный налог на сверхприбыли коммерческих банков. Но такого не было в рекомендациях МВФ! «Ну и что? — отвечает им Литва. — У нас ведь есть своя голова на плечах и гениталии в нашем организме тоже на месте». Ну, может, не так грубо, но люди из международного фонда мысль поняли.

В конце концов, МВФ пригрозил, что эти действия «могут ослабить репутацию Литвы как стабильной страны с предсказуемыми налогами»… Как вы думаете, что ответил Вильнюс? Если коротко — ничего. Налог банковской солидарности даст 500 миллионов бюджету Литвы и обеспечит план по укреплению национальной обороны. Литва не променяет это на какие-то рекомендации и «теории вероятности» от экспертов МВФ.

Теперь понятно, почему мы запыхались этой гонке, глядя на спины литовцев? Мы слушаем рекомендации и берем под козырек, Литва слушает — и делает по-своему….

Напомню, аналогичный проект налога на коммерческие банки лежит и на столах наших политиков. Ведь банки, в конце концов, получают рекордные прибыли. Что может сказать по этому поводу наше Министерство финансов? «Ясность по поводу чрезвычайного налога на банки и энергетические компании наступит в августе». Другими словами, где-то в следующем мае… Такая ласковая форма слова «никогда».

Более того, если для литовцев это налог солидарности, чтобы банки почувствовали соответственность вместе с обществом, то латыши говорят — чрезвычайный налог… Что в этом чрезвычайного? Когда банки ссылаются на эриборы и ригиборы, которые почти никогда не работают в пользу клиента — это почему-то не чрезвычайная ситуация. Это жизнь. Это экономика. Почему же налог солидарности вызывает у них беспокойство? Это точно такая же механика, которую они, ошибаясь на каждом шагу, применяют к нам: мол, подросла межбанковская ставка, так что вам придется заплатить больше, мы ни при чем, просто берем свою долю…

Если однажды Международный валютный фонд с ужасом обнаружит, что у Латвии есть собственный план роста, который отличается от рекомендаций и идей международных ростовщиков, что правительство в первую очередь подотчетно налогоплательщикам, а не кредиторам — тогда и заяц сможет стать санитаром леса. Но до тех пор, пока мы живем на навязанных другими продуктах питания и моделях жизни, ничего не изменится… Латыши, не сдавайтесь? А может быть, все-таки сдаться, уступить? Уступить примеру Эстонии и Литвы, которые уже выдержали испытание».

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий