Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Про онлайн-обучение, школу и карантин 

Учителя просто кричат: если в сентябре школьники не вернутся за парты без всяких дополнительных условий (тестов, обязательной вакцинации), то мы «пройдём точку невозврата» и потеряем несколько поколений. Таков печальный итог удалённого обучения.

Сегодня «Обзор» предлагает вниманию читателей размышления учителя математики из Клайпеды Майи Тараховской про онлайн-обучение, школу, карантин. Эти мысли были высказаны в интервью, которое взяла общественный деятель Клайпеды Светлана Пугачёва для своего ютюб-канала, представив свою собеседницу так: «Очень интересный и известный в Клайпеде человек, педагог, учитель, писатель, известный драматург, актриса».  

— Какой опыт в это непростое, стрессовое время карантина Вы взяли себе на заметку? – спрашивает многократная чемпионка Европы и мира по атлетическому фитнесу С.Пугачёва у опытного педагога, начавшего работать в школе в 21 год. — Определённый опыт себе на заметку взял каждый. Опыт действительно ценный, потому что нас нигде не обучали быть онлайн-учителем, —  говорит Майя Леонидовна. — Учителя, как и вся планета, пережили очень сложное время: одно дело, когда в классе видишь глаза детей, ты живёшь их интересами, можешь подойти и объяснить. И другое дело, когда видишь экран, а на нём измученные дети, которым надо рано встать, сесть за компьютер и около шести часов провести около него в замкнутом пространстве.

● Самый главный вывод такой: нам всё время говорили, что профессия учителя – отмирающая. В связи с тем, что появились информационные технологии. Есть утверждения, что сейчас можно детей обучать, просто посадив к экрану – ресурсов-то масса. Вводите тему, и выскакивает миллион источников, и ты сам можешь всё взять. И выясняется, что все эти источники без учителя мертвы! Наша профессия повернулась иной стороной.

● Скажу так – мы были на передовой. Не так, как врачи, но и мы делали свою работу! Это, возможно, и не героизм, но работу нам пришлось осваивать заново.

● Молодёжь в школы абсолютно не хочет идти. Ничего привлекательного для них здесь нет. Молодёжь хочет всё и сразу. А нам переучиваться для другой работы поздно. Но мы переучивались: осваивали все программы и платформы. Лично я до этого уже года три работала в режиме онлайн-обучения. У меня был опыт. Но только сейчас разобралась с тонкостями…

● Провести шесть уроков – подвиг. Я освоила педагогические кульбиты! Объясню: из всех платформ надо брать то, что проще для нас – учителей и детей. В Paint я могу чертить любые фигуры, показывать в цвете, но формулы не напишешь, а в ZOOM рисовать неудобно, не всё покажет и Facebook.

Одновременно надо на экране показать, что я делаю – само решение показать. Но для этого нужны руки. Получается: я говорю и открываю программу, потом мышкой пытаюсь чертить, надо ещё проследить за глазами учеников. В «ворде» я формулы пишу — есть такая программка, где можно копировать, переносить – это экономит время. Надо ещё следить, чтобы 30 человек это усвоили. Вот и получается эквилибристика.

● Единственное счастье, скажу честно, что ZOOM только 40 минут выдерживает. А потом ещё надо переключиться, «перейти» из одного класса в другой, где совершенно всё другое. Это сложно!

● Героизм учительский как раз и состоит в том, что за две недели надо было освоить и принять для себя, что сейчас так! Ум сопротивлялся, разум не хотел, сердце отказывалось принимать. Сложно сидеть перед камерой, сложно переступить скованность – и это героизм.

● Не секрет, что средний возраст учителей в школах — около 60. Молодой учитель – это под 40, и сколько их в школе? 35 лет в школе на нервах, на выгорании! Политика правительства в отношении учительства очень неправильная: нас надо отправлять на пенсию в 55 лет. Это единственный возраст, когда учитель может полноценно отдать себя всего без остатка. И потом – современные дети – они другие, чем были даже 10 лет назад. Возрастные люди не выдерживают ритма детей 2000-х. Как им успеть за стремительным современным бегом? Это трудновыполнимо, они непонятны маленьким детям. Вот студенты, например, предпочитают, чтобы с ними работал опытный педагог.

● Сейчас государство не мотивирует молодёжь идти в школу. Чтобы с мотивировать, надо сделать профессию ПРИ-ВЛЕ-КА-ТЕЛЬ-НОЙ.

● Есть биологические часы для каждого ребёнка. Если он в год начинает говорить и до трёх лет ему суждено освоить речевую функцию, то в пять это уже поздно. В 5-7 его надо учить читать. Пример — дети-Маугли, которые были не приспособлены, у них не заложены основы дальнейшей жизни. Учитель, первый учитель важен для ребёнка, ему лучше с учителем-мамой, а не с бабушкой.

— Использование разных платформ – надо ли это перенести в обычное обучение? Ведь здесь много плюсов.

— А минусов больше! Отметка становится очень субъективной. Ты не видишь, что он пишет, как решает. И когда наши мудрые правители придумали проводить в апреле «Кенгуру» — это олимпиада по математике, думаю, что таких высоких результатов в Литве не было. Понятно же, что рядом сидели и решали взрослые.

Год завершается. Отметки будут выставляться, в большинстве случаев, не детям, а родителям. Маме кажется, что хорошая отметка – это залог какого-то счастья. Родители счастливы отметке, а ребёнку плевать. Беда, когда родители завышают планку своих ожиданий, подсказывают, пытаются свои нереализованные возможности реализовать в своих детях.  Детей надо просто любить — вопреки.

Самая большая проблема для меня в онлайн-обучении – проверка работ, это неимоверно трудно. Учителя искали разные варианты проверки. Мне дети присылают фото своих решений Facebook Messenger, где есть функция редактировать. Но фотография не может взять большой объём. Приходится разрезать на задания, чтобы ребёнок мог понять, что я исправляю. Если в работе 6-7 заданий, то это очень долгий процесс: надо сначала отредактировать фотографию, чтобы удобно было проверять, а потом там чёркать. Это занимает массу времени. У меня в параллели 120 учеников – четыре класса. И сначала по неопытности дала контрольную работу в один день. Проверяла около восьми часов!!!

Потом начинается переписка. Ведь если ребёнок не согласен с тем, что ты им пишешь, они спрашивают: «Почему так?». И ты начинаешь отвечать. И это практически каждый день. А подготовка к урокам – это отдельная тема. Все наработки в онлайн-объяснении не подходят. Надо объяснять каждый шаг, иначе дети не поймут.

— 5-6 уроков, проверка тетрадей, подготовка. Жить-то когда? – удивляется Светлана.

— Именно поэтому в период карантина мы, учителя, испытали невероятные трудности. Радостно, что люди это стали понимать. Ещё мне непонятно, почему надо учиться в июне? Программа пройдена. Мы 12 лет учим детей и ещё занимать июнь? – удивляется М.Тараховская.

Карантин дал возможность сравнить формы обучения, погрузиться в себя – найти много интересного, оценить важность человеческого общения. Передохнули. Теперь надо дальше жить.

— Они же ещё и перекидывают друг другу, дай, мол, списать.

— Это говорит о том, что родители любой ценой пытаются заполучить хорошие отметки для детей — их интересуют не знания. Онлайн-обучение даёт возможность получения более высоких отметок. Это ещё один огромный минус удалённого обучения. 
Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий