Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Альгимантас Каспаравичюс: Закон обрекает литовцев на ненависть к собственной истории

Валерий Васильевич Иванов-Виленский, философ, писатель: 

— Сегодня в Литве, на фоне огромных финансовых затруднений и предвыборных кампаний за президентский пост (выборы 12 мая), выборы в члены Европарламента (9 июня), выборы в Сейм Литвы (11 и 25 октября) резко обостряется социальное напряжение.

Историк А. Каспаравичюс комментирует попытки сегодняшних властей Литвы, путём известных никчемных политических идеологических манипуляций, в том числе: «угроза нападения России на Литву»; борьба на фоне транслируемой из Лондона «русофобии» с «русскими и белорусскими шпионами»; «организации военных манёвров, в том числе и в столице страны»; судами над инакомыслящими; «поиск и преследование бывших агентов КГБ и членов Компартии Литвы» и т.п. Цель — запугать и увести граждан страны от понимания того, что на самом деле происходит в Литве и тем самым сделать правильный выбор на всех этих предстоящих выборах.

Ниже представлено факсимиле статьи историка А. Касперавичюса в свежем номере еженедельнике «Экспресс Неделя».

Приближаются выборы президента, в Европарламент, затем в Сейм, и консерваторы таким образом пытаются сплотить свой электорат вокруг вождя, семьи и партии, напомнив всем, кто владеет полной информацией, кто в своё время собирал признания тайных агентов КГБ, кто раздавал им политические индульгенции и кто на самом деле в стране настоящий хозяин. Вся ирония этой политической постановки в том, что если такой закон в Сейме будет принят, то получится, что восстановлением независимости Литовской Республики 11 марта 1990 года мы наполовину обязаны членам «преступной» организации, ведь добрая половина инициативной группы «Саюдиса» была коммунистами. И почти 40 % Верховного Совета Литвы 12-го созыва, по сути, восстановившего независимость Литвы, и первый после восстановления независимости президент Литвы Альгирдас Бразаускас тоже до конца 1989 года были членами или даже крупными деятелями «преступной» компартии. Не получится ли, исходя из такой логики, что независимость Литвы в марте 1990 года восстановили преступники?

С другой стороны, в тени и дальше на целых 75 лет останутся агенты, сотрудники КГБ, которые вовремя исповедовались будущим консерваторам и получили индульгенции. Ведь никогда и никто не проверял, кого и как, за какие сребреники они предавали во времена советской оккупации… Где тут нравственность, мораль и логика, если без суда и следствия преступниками объявляются те, кто, может быть, никогда никакого преступления не совершал? При этом в тени правосудия остаются те, у кого в своё время прямой обязанностью было следить и предавать, ведь информация об их деятельности суду и прокуратуре недоступна: она надёжно спрятана за семью печатями. Спрашивается, для чего эта тайна так охраняется? И не являются ли эти глубинные тайны истоком определенной политической власти и одновременно рычагом управления отдельных политических кругов и личностей?

Очевидно, что предстоящие выборы для консерваторов вряд ли будут успешными, ведь ком проблем в стране после трех с половиной лет их правления растёт.

И это относится к любой сфере: социальной, здравоохранения, просвещения, внешней и внутренней политики, демографической ситуации. Хуже того, у правительства и всего правящего класса нет никакого плана по выходу из глубокого кризиса. То, что они сейчас пытаются отвлечь внимание общества от этих вопросов, переключив его на давнюю историю Литвы -коммунистов, деятелей культуры советского периода, говорит лишь об их неспособности решать насущные проблемы. Это спекуляция на чувствах, мировоззрении определенной части населения, заражённой ненавистью к прошлому. Как будто спустя 35 лет после провозглашения независимости в наших проблемах виноваты П. Цвирка, С. Нерис, какая-то школа или улица их имени. А ведь в мире и в некоторых странах Европы компартии существуют, в Китае это правящая партия. И хочет Литва или нет, ей все равно приходится иметь какие-то отношения с КНР и с коммунистами Китая. Так что подобные законы не укрепляют государственность страны, не способствуют прогрессу, нравственному, гражданскому сплочений общества, а вносят в него раскол.

Какую же угрозу представляет сегодня компартия, ведь самым молодым бывшим коммунистам сейчас не меньше 65 лет?

Большинство бывших коммунистов уже давно ушли в мир иной. Среди живых немало действующих политиков, которые просто поменяли свой партбилет, став членами других партий, в том числе консерваторов и либералов. И они, как это делали вероотступники Средневековья, становятся особенно ярыми и фанатичными преследователями своих бывших религий-партий. Они хотят реванша за свой страх из-за того, что все знают, что они были в этой партии. Этим реваншем они хотят нивелировать своё прошлое в компартии, благодаря которой неплохо когда-то жили. Времена изменились, и они встали на другую сторону баррикад, где теперь их тоже неплохо кормят. К тому же за прошедшие 35 лет благодаря усилиям системы образования, пропаганде наша молодёжь не знает реальности той Литвы, которая была под советской оккупацией. А в СМИ вся информация о периоде с 40-х по 90-е годы подаётся только со знаком минус.

Между тем старшее поколение — это люди из позднего советского периода, которые довольно хорошо и сытно жили при советской власти, ездили за границу, даже в капстраны. Они не претерпели никаких социальных или финансовых потрясений. Чего у них не было, так это такой власти и такой славы, которые есть сегодня. Так что теперь они рисуют прошлое черной краской, а сегодняшнюю реальность подают в розовых тонах, замалчивая, что Литовское государство за минувшие 35 лет потеряло треть своего населения.

Не только консерваторы, но и ни одно правительство до сих пор не пыталось решить эту проблему…

К сожалению, решением этой величайшей проблемы сегодняшней Литвы не хочет заниматься ни одна партия, потому что вся энергия народа, государства, интеллигенции направлена только на укрепление военной составляющей. Туда направлены все финансовые потоки. И никого не интересуют проблемы демографии, здравоохранения, школьного образования. Вряд ли это приведёт к позитивному результату. Не может общество десятилетиями жить, думая только о военных проблемах. К тому же всем очевидно, что Литва самостоятельно их решить не может. И мало что зависит от того, выделит она на оборону 2 % или 3 %, или 14 % ВВП. Никакая из этих сумм существенного прорыва в обороне не принесёт, зато это может разрушить социальные программы в здравоохранении, просвещении, культуре. Так что вкладывая деньги в оборону, мы одновременно лишаем прогресса целый ряд других сфер. И это серьёзнейшая ошибка. Ставку надо делать не на войну, а на разумный компромисс, взаимообязывающие договоры и мир в Европе.

Получается, что объединить нацию можно только на образе врага, даже такого мёртвого, как компартия?  Это очевидно. Партия консерваторов с первых своих шагов использовала лишь один способ сплочения своего электората — угрозы: угрозы со стороны России, несуществующей 35 лет компартии. Это борьба с историческими призраками, которая успешно действует. Благодаря ей консерваторы не раз выигрывали выборы и приходили к власти. Эта тактика оказалась особенно выигрышной сейчас из-за войны России в Украине, как бы подтвердившей «прозорливость» их политической линии. Мол, мы же всегда предупреждали, вот это и случилось. Конечно, здесь есть передёргивание, но большинство общества мыслит, к сожалению, штампами. 

Мы должны понимать, что общество можно форматировать, это особенно хорошо понимали коммунисты, с первых же дней использовавшие пропагандистские лозунги и штампы. Они ничего нового не изобрели, а просто адаптировали ради достижения своих задач большевистскую логику и тактику, которая сработала в начале XX века в России и которая срабатывает сейчас в национальных государствах. Помните, как в советское время людям внушали, что корыстные и агрессивные капиталисты хотят напасть на первое пролетарское государство? Сейчас принцип тот же, только пугалом являются современная Россия, Китай, некоторые другие страны с другим подходом к истории и политике. Это все успешно работает. Тем более что в XXI веке сформировалось общество индивидуалистов. Искренности между людьми стало гораздо меньше, чем 100 лет назад: кто сейчас говорит про такие нравственные ценности, как честь и совесть, Бог и личность? Какие литературные произведения конца XX — начала XXI века о чести и совести вы можете назвать? Общество стало жёстко прагматичным, и не только в Литве, а во всей Европе — от Урала до Португалии.

Какие последствия ждут «бывших», если закон примут?

Бывших коммунистов можно условно разделить на две категории: тех, кто поменял партбилет на членство в других партиях и продолжает политическую карьеру (если не сами, то через членов своей семьи), и их этот закон не затронет из-за довольно хитроумной его редакции. Он коснётся тех людей, которые когда-то были коммунистами, но сейчас никаких постов не занимают. Но им, людям преклонного возраста, пенсионерам, какие-то санкции, такие как выдворение с работы, не грозят. Так что это скорее борьба с политическими призраками прошлого, стремление разбудить негативные чувства в обществе по поводу Истории. Таким образом, этот закон как бы обрекает литовцев на ненависть к своей же собственной истории. Особенно, если вспомнить, что вся тысячелетняя история Литвы развивалась в тесной связи с историей рядом живущих народов. ВКЛ и литовское общество долгие столетия были определенным мостом между Россией, Германией и Польшей. В Средние века в этом была его сила и могущество. В культурно-религиозном разнообразии крылись привлекательность и живучесть ВКЛ. Сегодня пропаганда, риторика ненависти все это уничтожает.

Если закон будет принят, то я не думаю, что за этим последуют какие-то радикальные сдвиги, персональные гонения. Тем более что нынешний президент — бывший коммунист, правда, с крошечным стажем — лишь год с небольшим, но я не исключаю, что сейчас этот закон был задуман против него, ведь партия консерваторов не слишком благосклонна к Г. Науседе. Хотя вряд ли из-за того, что Науседа на своих предвыборных плакатах напишет, что он бывший коммунист, люди не будут голосовать за него. Вспомните, как после 11 марта в 1993 года на выборах президента почти вся Литва проголосовала за бывшего первого секретаря ЦК компартии А. М. Бразаускаса. Я думаю, и в отношении Науседы этот план консерваторов вряд ли сработает. Но определенный раскол и нервозность в общество закон естественно внесёт. Консерваторы играют свою игру, но я не склонен считать, что эта их игра завершится для них победой. Большая часть людей настроена демократично: плюрализм в умах литовцев существует, и может, я романтик, но не думаю, что им удастся всю Литву окрасить в черно-белый цвет. В Литве множество цветов и оттенков, она разная: у нас есть костёлы и церкви, синагоги и мечети, люди разного вероисповедания: они по-разному мыслят, но одинаково любят землю, где родились и растут их дети.

Елена ЮРКЯВИЧЕНЕ

14 «Экспресс-неделя» № 16 ■ 18 апреля 2024 года

https://jaras59.livejournal.com/48340.html

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий