Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Алексей Семёнов: «Бронзовый солдат». Уроки апреля 2007 года (часть 2)

Автор: Алексей Семёнов (по материалам Центра информации по правам человека) (часть 1).

В начале мая 2007 года в Эстонию с визитом прибыли представители Комитета против пыток Совета Европы. После встречи с сотрудниками ЦИПЧ они представили очень дельный обзор того, что происходило в Эстонии в дни апрельских событий и дали свои рекомендации. Забегая вперед отметим, что на этот документ ссылался Страсбургский суд. 

Вадим Полещук, юрист-аналитик ЦИПЧ, 2008 год

Очень серьезную аналитическую работу провел юрист-аналитик Вадим Полещук. Он проанализировал все заявления и жалобы, записанные с помощью сотрудников ЦИПЧ, выделил типичные ситуации и составил обзор событий «Жалобы на действия правоохранительных органов во время массовых беспорядков в Таллине 26-29 апреля 2007 года». Обзор вошел в сборник ЦИПЧ «БРОНЗОВЫЙ СОЛДАТ. Апрельский кризис» (вышло два издания — http://www.lichr.ee/home/wp-content/uploads/2014/05/russbs.pdf, http://www.lichr.ee/home/wp-content/uploads/2014/05/russint.pdf ) На этот отчет впоследствии ссылался Комитет по пыткам ООН, который настоятельно рекомендовал властям провести тщательные расследования всех указанных в жалобах случаев насилия и пыток. Но расследования так и не было проведено.

Алексей Семёнов: «Бронзовый солдат».  Уроки апреля 2007 года (часть 2)
Вадим Полещук, юрист-аналитик ЦИПЧ, 2008 год

Занятный факт. Известные  российские правозащитные организации: Правозащитный центр «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Центр развития демократии и прав человека, Центр «Демос», Комитет «Гражданское содействие», Фонд защиты гласности, Центр «Сова» выступили с  совместным обращением от 18 мая с.г., а также сообщили в ЦИПЧ о своем желании сформировать делегацию для посещения Эстонии с целью детального исследования ситуации. Но прошла неделя, другая, месяц – никто из  них так и не приехал.

Таллин посетил в июне лишь руководитель Московского бюро по правам человека Александр Брод с группой своих коллег. Они работали добросовестно, встречались с общественностью: с сотрудниками Центра, журналистами русскоязычных СМИ, представителями общественных организаций (ветераны, объединение «Лира», «Ночной дозор», «ЗдесЬ», еврейская община Эстонии), а также с адвокатами арестованных активистов. Из официальных лиц удалось встретиться лишь с парламентарием Владимиром Вельманом (Центристская фракция). По результатам их визита в июле 2007 г. была составлена «Справка о посещении Эстонии группой экспертов МБПЧ», опубликованная на домашней странице бюро в интернете: http://antirasizm.ru/.  

26 июня 2007 года депутат Европарламента Татьяна Жданок  организовала  в Брюсселе публичные слушания о событиях в Эстонии в рамках Европейского дня против пыток, куда были приглашены  Алексей Семенов, активисты «Ночного дозора» и пострадавшие из тех, кто мог выступать по-английски.

Алексей Семёнов: «Бронзовый солдат».  Уроки апреля 2007 года (часть 2)
Ю.Журавлёв, А.Семёнов,Т.Жданок, А.Димитров в Европарламенте

22  августа состоялась встреча с политическим советником Комиссара по национальным меньшинствам ОБСЕ Михай Грибинча (Mihai Gribincea), которому была предоставлена вся собранная к тому времени Центром информация об «апрельских событиях».

Путь в Европейский суд по правам человека

Поначалу была иллюзия, что к заявлениям в прокуратуру отнесутся серьезно. На практике же один за другим посыпались отказы в проведении каких-либо проверок, возбуждении дел. Стало ясно, что пострадавших начинают отфутболивать и возникла необходимость опротестовывать  решения властей. Всего при помощи юристов Центра было составлено 45 заявлений Канцлеру права, 24 жалобы в окружную прокуратуру, 21 жалоба в госпрокуратуру и 7 жалоб в окружной суд. Отказы шли и из прокуратуры, и по тем заявлениям, что были пересланы в прокуратуру из офиса канцлера права.

Мотивировки отказов из полиции и прокуратуры (а позже и окружного суда) были написаны под копирку и базировались на следующих установках:

податель жалобы заведомо является правонарушителем, против которого законно применили силу/спецсредства;

сообщая о причинении телесных повреждений, жалобщик действует недобросовестно;

во всех без исключений случаях использование силы со стороны полиции было обоснованным;

любые совершенные полицией действия можно оправдать ссылкой на особую ситуацию в стране в конце апреля 2007 г.

Прокуратура отклонила практически все жалобы, и оставался последний шаг – оспорить решения прокуратуры в окружном суде. По существующим правилам представлять истца и обжаловать решение прокуратуры в окружном суде может только присяжный адвокат, член эстонской адвокатуры. Среди юристов Центра таковых не было.

Директор ЦИПЧ А. Семенов стал искать адвокатов, которые взялись бы помочь в этом «горячем» и политизированном деле. Кстати, в Эстонии зарегистрировано  более 600 юридических фирм, предоставляющих услуги присяжного адвоката, но только чуть больше 20 из них имели русскоязычный персонал и гарантированно работали с клиентами на русском языке. Из этих двух десятков адвокатов, только двое – Анатолий Ярославский и Наталья Лаусма – согласились помочь.

Еще через год, получив на руки определения окружных судов, сотрудники Центра могли констатировать, что все судебные этапы в Эстонии пройдены, домашние средства исчерпаны, справедливого решения на местном уровне принято не будет. Дошла очередь до обращения в Страсбург. Было ясно также, что дело это слишком важно и серьезно, чтобы пытаться обойтись собственными силами.

Сначала возникла идея привлечь к процессу кого-нибудь из российских юристов, которые ведут очень много дел в Страсбургском суде. А. Семенов отправился в Петербург, обратился в коллегию адвокатов. Выяснилось, что петербуржские адвокаты готовы  взяться за это дело, но потребовали очень высокий гонорар.  Увы, таких средств не было ни у Центра, ни у пострадавших. Не нашлось и меценатов готовых оплачивать адвокатские услуги.

Спустя какое-то время Лариса и Алексей Семеновы  оказались в Риге на конференции Латвийского Комитета по правам человека. В кулуарах обсуждали грустную ситуацию, и тут Татьяне Жданок пришло в голову обратиться к общему хорошему знакомому Биллу Боурингу, британскому адвокату и правозащитнику. Тут же связались с ним по телефону. Билл сразу, почти не раздумывая, согласился взяться за это дело. Вопрос гонорара тоже оказался простым. У  Боуринга был проект по оказанию правозащитной помощи, поэтому адвокатские услуги будут оказаны бесплатно.  Но всю техническую подготовительную работу Центр должен был взять на себя.

В процессе подготовки главную роль играл Вадим Полещук, но остальные оказывали ему всевозможную техническую  помощь. Полещук проанализировал всю доступную информацию и эстонское законодательство, чтобы представить Биллу Боурингу свое видение вопроса. Боуринг на основе представленных ему материалов и анализа ситуации и опираясь уже на свой опыт и знания, составил проект жалобы в Страсбургский суд. Проект еще раз был проанализирован в Таллине директором Центра А. Семёновым и В. Полещуком, которые лучше всех владели английским языком. И уже после этого дело пошло в Страсбург.

Алексей Семёнов: «Бронзовый солдат».  Уроки апреля 2007 года (часть 2)
Билл Боуринг (Bill Bowring), адвокат из Великобритании

До Европейского суда по правам человека дошли жалобы семерых эстоноземельцев: Валерия Затворницкого (1970 г.р., без гражданства), Сергея Ковалева (1992 г.р., гражданин Эстонии), Александра Коробова (1959 г.р., гражданин Эстонии), Ростислава Макариева (1985 г.р., гражданин России), Геннадия Михайдарова (1983 г.р., гражданин Эстонии), Сергея Петрова (1977 г.р., без гражданства), Дмитрия Тарасова (1981 г.р., гражданин России). Суть жалоб в том, что Эстония вела себя с ними неправильно при задержании и после него, а также, что на основании их жалоб не было проведено никакого расследования. Эстония отрицала ненадлежащее обращение с задержанными, утверждая, что их травмы были небольшими, а из представленных улик не следует, что появились они именно после действий полиции, а не других участников беспорядков. Однако суд постановил по делу «Коробов и др. против Эстонии» что Петрову Эстония должна выплатить компенсацию в размере 14 тысяч евро, Затворницкому, Коробову и Михайдарову — по 11 тысяч евро. Решением суда все они признаны жертвами ненадлежащего обращения. Дела троих суд исключил по формальным основаниям.

Летом 2013 года решение Европейского суда по правам человека вступило в силу. Шесть лет понадобилось правозащитникам, чтобы доказать, что каждый человек в Эстонии должен быть защищен от полицейского произвола, а каждый такой случай должен быть расследован.

Семеро дошедших до Страсбурга и четверо выигравших суд – это вообще-то случайность, настоящая лотерея. Из пятидесяти жалоб были случаи куда более яркие, наглядные и бесспорные, но люди на ранних этапах по разным причинам отсеялись. Люди уставали, люди не верили в победу, люди не хотели дополнительных проблем и боялись последствий, некоторые вовремя не зафиксировали в медицинском учреждении травмы и побои, и т.д., и т.п.

Итоги и уроки

Кто же оказался в выигрыше по итогам дела о «Бронзовом солдате»? В принципе, разумеется, Центр информации по правам человека и британский юрист правозащитник Билл Боуринг – все-таки выигранное дело в Европейском суде прав человека, особенно имея в виду общий русофобский климат в Европе, дорогого стоит. Четверо самых упорных и везучих истцов тоже в выигрыше: хотя и через шесть лет, но получили не только моральную компенсацию. И общий урок состоит в том, что не надо сдаваться заранее, надо использовать все возможности для борьбы за свои права.

Конечно, справедливость через шесть лет выглядит чуть ли не насмешкой для русского человека, но такова юридическая реальность в Европе. Бывают там дела и более затяжные. И компенсации вряд ли сильно напугали эстонские власти, для них это, конечно, копейки. Хотя репутационные потери очевидны, особенно тогда, до нынешних кризисов. 

Алексей Семёнов: «Бронзовый солдат».  Уроки апреля 2007 года (часть 2)Вот кто явно счел себя победителем, так это премьер Андрус Ансип. Он перехватил русофобские лозунги у традиционных националистов, выиграл выборы и сделал национализм одним из «коньков» Партии реформ. Сейчас уже никто и не помнит о либеральном прошлом этой партии.

Ансипу и реформистам кажется приемлемой ценой негативные последствия апрельского кризиса. Это общее снижение политической культуры Эстонии, отброшенные назад перспективы общественной интеграции, рухнувшее доверие русских к государству и его институтам. И это тоже урок. Печальный. 

Фото из архива Центра информации по правам человека.

 

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий