Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Гибель парома «Эстония»: один ответ на два вопроса (часть 2)

Условная идеально всплывающая призма, способная в невозмущённой воде подниматься к поверхности строго вертикально, достигнув препятствия,тоже повернётся к нему одной из своих ближайших граней –левой или правой. Причём «выбор» грани будет носить совершенно случайный, не прогнозируемый характер. Результат станет абсолютно прогнозируемым, если эта всплывающая призма каждый раз будет сталкиваться своим ребром с движущейся поверхностью.

Несомненно, существует вероятность того, что призма даже при соприкосновении её ребра с движущейся твёрдой поверхностью, ляжет на «неправильную» грань, но вероятность такого исхода бесконечно мала, с учётом условий, и действующих на призму сил(взаимодействие с поверхностью, течение вдоль поверхности). Визор парома, при кажущейся разнице, является одним из вариантов призмы. Форштевень визора, является ребром этой импровизированной призмы, а его борта –двумя равносторонними гранями. Имеющая дрейф вправо (скользящая правым бортом вперёд), раскачивающаяся на волнах, в продольном и поперечном направлении «Эстония», соприкоснулась своим сдвигающимся днищем с форштевнем визора (ребром, образуемым его бортами), что привело к его частичному повороту вокруг своей оси по часовой стрелке.

Продолжая движение вперёд, энергично переваливаясь с борта на борт (с высокой угловой скоростью), в штормовом море, «Эстония», налетела своим правым бортом именно на притопленный визор. Визор в этот момент «встал» практически вертикально. Узкая и лёгкая нижняя часть находилась вверху, тяжёлая и широкая верхняя часть опустилась вниз. Всем своим весом, со всего размаха, «Эстония» врезалась в практически неподвижный визор. Это был второй сильный металлический удар в правый борт корабля, который услышали некоторые из спасшихся пассажиров того трагического рейса.

«Эстония» ударила своим правым бортом в правый борт визора словно в неподвижную скалу. Визор, пусть и относительно малой массы, находясь в воде, кроме действующей на него инерции покоя ещё и обладал значительным гидродинамическим сопротивлением.Совокупность этих факторов и обеспечивала ему относительную неподвижность. Если кто-то считает что этих условий недостаточно(инерции и гидродинамического сопротивления) для причинения визором подобных масштабных повреждений, то для таких людей я порекомендую познавательное посещение бассейна.

Сходите в ближайший, в котором есть вышка для прыжков и прыгните с этой вышки пару раз в воду. Оба раза прыгайте с одной и той же высоты, ногами вперёд. Первый раз просто в воду. Второй прыжок чуть усложните –попросите кого-нибудь положить на поверхность воды, в точку вашего входа в воду, принесённый вами лист фанеры толщиной в 1-1,5 мм и площадью 0,5-0,8 кв. метра (как вариант -лист гофрокартона). Как только лист окажется на поверхности воды-смело прыгайте на этот лист. Если ваш глазомер вас не подведёт,и вы попадёте ногами в плавающий лист,вы тут же поймете, как же сильно вы ошибались–перелом обеих ног укажет вам именно на это. Поэтому перед подобным прыжком, не поленитесь и позвоните в неотложную медицинскую помощь. Она вам,несомненно,понадобится.

Следует помнить что визор, и в частности его форштевень (центральное ребро жёсткости), с учётом его конструкции, обладает значительно большей прочностью, чем борт корабля, поэтому нет ничего удивительного, что борт был им с лёгкостью пробит.

С учётом всех действующих факторов, а именно, массы корабля, скорости движения корабля, положения визора относительно правого борта, больших волн, высокой угловой скорости поперечного и продольного вращения судна, малой площади контакта обеспечивающей высокое точечное давление, всё это вместе,со 100% уверенностью позволяет утверждать, что именно оторвавшийся визор «Эстонии» и стал тем плавающим предметом, который пробил борт судна подобным образом в подобно масштабе. На фотографии ниже можно ещё раз рассмотреть особенности внутренней конструкции визора «Эстонии». Обратите особое внимание на ребро жёсткости,идущее по центру визора (линия соединения левого и правого борта).

визорНа следующих двух фотографиях можно без труда рассмотреть те повреждения, что получил визор от столкновения с правым бортом «Эстонии». С учётом характера повреждений обнаруженных на правом борту «Эстонии», а также повреждений имеющихся на правом борту визора (тот же несимметричный треугольник), можно с абсолютной уверенностью утверждать, что объёмные следы на обоих этих объектах абсолютно совпадают.
Гибель парома «Эстония»: один ответ на два вопроса (часть 2)С учётом средней высоты человека, нетрудно оценить приблизительную длину и ширину вмятины на визоре. Оценочная длина вмятины, через высоту человека,составляет примерно 2 метра, а ширина1 метр. Выявленная оценочная ширина вмятины на корпусе парома –1,2 метра, при её длине в 4 метра. Следует помнить, что длина пробоины в 4 метра — это вовсе на величина пробитой дыры. Эта сумма длин непосредственного места удара треугольной формы и уходящей вниз, сужающейся трещины. Если бы «Эстонию» подняли, то все бы увидели, насколько вмятина на визоре соответствует пробоине в борту.К сожалению, приложить фотографию (скриншот с видео) или объёмную проекцию повреждения, которое было обнаружено на правом борту «Эстонии» в ходе экспедиции в 2020 году я не могу, так как не располагаю подобными визуальными материалами.

Гибель парома «Эстония»: один ответ на два вопроса (часть 2)Визор, пробив борт, тут же открыл доступ забортной воде внутрь корабля. Поступающая забортнаявода стала сразу же распределяться вдоль правого борта, способствуя увеличению крена, поскольку корабль изначально имел крен на этот борт(вес со стороны правого борта увеличивался на максимальном удалении от продольной осевой линии корабля). Более того визор, который теперь упирался в донную часть правого борта, из-за своей формы и размера, начал оказывать значительное гидродинамическое сопротивление с правого борта, усиливая тем самым правый крен. Фактически, на начальном этапе, корабль кренился не плавно, по мере затопления нижних палуб, а скачком, на некоторый дискретный угол. Визор, пробив дыру, был прижат к правому борту корабля набегающим потоком воды. Поскольку визор не был пробит насквозь и не вошёл в зацепление с бортом корабля, то этот набегающий поток стал сдвигать визор вдоль борта в сторону кормы.

При этом визор разворачивался вокруг своей вертикальной оси, скользя и царапая правый борт«Эстонии». Именно скольжение визора вдоль правого борта, породило звуки, которые были восприняты некоторыми пассажирами так, словно корабль«продирался сквозь лёд». Именно визор, скользивший по борту корабля смог разрезать обшивку чуть ближе к корме. Это повреждение выглядело именно как неширокая резано-рваная горизонтальная щель, которая была обнаружена в правом борту корабля в области, обозначенной на фото ниже в виде красной линии 2 (фото из отчёта обследования судна в 2020 году).

Гибель парома «Эстония»: один ответ на два вопроса (часть 2)Тщательное обследование визора могло бы выявить ту его часть, которая оставила на борту «Эстонии» обнаруженный продольный разрез. Можно предположить, что визор некоторое время мог оставаться относительно неподвижным, поскольку он мог упереться в выдвинутый правый подводный стабилизатор качки. К сожалению, перепроверить это невозможно, поскольку судно лежит на грунте, на правом борту. Повреждения, которые можно будет обнаружить на правом стабилизаторе качки, не факт что будут свидетельствовать о столкновению с визором, поскольку могут быть получены в момент встречи корабля (стабилизатора качки) с грунтом.

Визор, обеспечивающий повышенное гидродинамическое сопротивление с правого борта, не только продолжал поддерживать правый крен, тем самым давая возможность воде проникать внутрь судна по всей высоте пробоины, но также мог немного изменить курскорабля. Именно притопленный белый визор, движущийся вдоль правого борта судна в ночном штормовом море и увидел выбежавший на палубу Карл Эрик Рейнтамм. Именно через притопленный визор перекатывались волны Балтийского моря. Именно носовая часть корабля, выкрашенная в белый цвет и немного притопленная, и создавала эту оптическую иллюзию в виде «подводной лодки». Факт, но ни в одном флоте, ни одной армии мира нет ни одной белой подводной лодки. Все военные лодки имеют чёрный или тёмно-серый цвет. Белый цвет их демаскирует,поэтому во флоте он не используется.

Как указывают авторы и создатели фильма «»Эстония»: находка, которая меняет все» обнаруженная в правом борту дыра находиться примерно в 55-65 метрах от носа. Исходя из скорости судна в 14 узлов (7,2 метра в секунду), а также учитывая собственные размеры визора, можно с относительно высокой точностью вычислить, что между первым ударом (удар оторвавшегося визора в борт при падении) и вторым ударом (момент пробития правого борта) была пауза в 7-9 секунд. Ещё через секунду-две раздался отчётливый скрежет борта о борт.

По всей видимости,этот скрежет мог продолжаться от 3 до 8 секунд. То есть общее развитие ситуации имело следующую динамическую последовательность. «Эстония» изначально имеющая небольшой крен на правый борт вышла в штормовое море. Волны и ветер воздействуют на «Эстонию» со стороны левого борта. Вследствие этого «Эстония» шла в правом дрейфе, прыгая с волны на волну, с креном на правый борт в 2-4 градуса.Скорость корабля была достаточно высока и не соответствовала текущим погодным условиям. В какой-то момент запоры визора не выдерживают ударных волновых нагрузок и ломаются. Чуть раньше или чуть позже, ломается левый поворотный шарнир. Последним ломается правый поворотный шарнир визора, в тот момент, когда большая волна бьёт в левый борт.

Визор сбивает вправо, в сторону правого борта. Из-за этого правый поворотный шарнир выворачивает наружу (вправо), по часовой стрелке. Визор, ударяясь о правый борт«Эстонии», падает в море. Однако он не тонет, а лишь ненадолго погружается в глубину, поскольку под ним сохранился значительный запас воздуха. Через 2-3 секунды после погружения визор начинает всплывать. Так как «Эстония» идёт в правом дрейфе, то визор неминуемо оказывается у неё на пути. Соприкосновение визора с дном «Эстонии» разворачивает и приподнимает его. «Эстония» имеющая большую амплитуду качки, ударяет своим бортом в форштевень визора в результате чего в правом борту парома образуется большая пробоина. Этот удар происходит через 7-9 секунд после первого удара (после отрыва визора).

Визор, «застрявший» в правом борту корабля, в его донной части, из-за оказываемого им значительного гидродинамического сопротивления, вызывает резкий и хорошо ощутимый крен на правый борт. Так как судно продолжало идти с прежней скоростью, то набегающий поток воды стал сдвигать визор вдоль борта в сторону кормы.Высокая скорость набегающего потока создавала очень сильное давление на визор,из-за его большой площади.По этой причине визор очень сильно прижимало к борту «Эстонии» и он,в процессе скольжения вдоль её борта, одной из своих выступающих частей, прорезал в обшивке корабля,чуть ближе к корме, ещё одно горизонтальное отверстие. В конце концов,поток разделяет визор и корабль, и визор тонет.

После затопления визора и исчезновения дополнительного гидродинамического сопротивления, поперечный крен «Эстонии» не уменьшился. Это связано с попавшей внутрь водой, которая распределилась вдоль правого борта (длинное плечо, этих условных весов, на коротком плече –цистерна крена левого борта), да ещё, судя по всему, довольно высоко по борту (смещая вертикальный центр тяжести вправо вверх). Этот пусть и относительно небольшой вес, но распределяющийся столь фатальным образом, очень быстро видоизменил ситуацию с опасной на критическую. С учётом воды, поступающей через аппарель (закрытую или открытую), с учётом до предела заполненной цистерны крена левого борта (не было возможности компенсировать крен, приняв дополнительный балласт на левый борт), с учётом неправильной загрузки корабля, с учетом ветровой и волновой нагрузки, скорости корабля, ошибочных действий экипажа, смещении плохо закреплённого груза –всё это в сумме и привело к столь стремительному и столь же неожиданному опрокидыванию и затоплению судна.

Обсуждение состояния судна в момент выхода в море, действий экипажа до и во время катастрофы, оценки организации проведения спасательной операции выходят за рамки данной статьи и детально обсуждаться не будут. Причина,по которой государство до сих пор отказывалось поднимать паром и погибших, опять же, напрямую связана с отсутствием у властей ответа на вопрос «почему он утонул?». Ни руководство Эстонии, ни руководство Швеции не располагали никакой информацией объясняющей причину его гибели. Властям этих стран было доподлинно известно,что никакое судно и никакая подводная лодка не сталкивались с«Эстонией».

Нелегальный и незадекларированный груз, который перевозили в трюме парома, с самой катастрофой никак не связан. Абсолютно никак! История груза –это одна история, история парома -другая история. Да, две эти истории сошлись в одной точке, но не более. Можно рассмотреть любую из циркулирующих версий относительно тайного груза «Эстонии», от тонн наркотиков до ядерной бомбы, но все они, кроме одной, не являются существенными, делающими подъём невозможным. Любой нелегальный и незадекларированный груз, к перевозке которого имеет отношение государство (в данном случае Эстония и Швеция), был бы доставлен в шведский порт без проблем, равно как и принят шведской стороной. Швеция очень ждала этот груз и никто из власть предержащих не собирался из-за него топить паром. При этом абсолютно без разницы,какой груз перевозился под государственным прикрытием (в данном случае, даже двух государств)и с государственным участием -наркотики,кобальт, блоки советской военной электроники, боеприпасы или взрывчатые вещества,ядерные боеголовки.

За любой товар из этого списка было заплачено. Да, это была странная схема оплаты, трудно отслеживаемая с использованием исключительно наличных. Нет никаких счётов или договоров, подтверждающих передачу прав собственности или оплаты. Тем не менее,перевозимый груз был куплен и являлся условно законным. Его не просто украли, за него заплатили. В те годы это было скорее правило, чем исключение. Советский Союз разваливался и все тащили из него что могли. Если Швеция, с помощью Эстонии смогла что-то заполучить по дешёвке –кому от этого плохо?

Но паром, перевозивший этот груз, взял и затонул, затонул неожиданно и очень быстро. Власти Швеции и власти Эстонии абсолютно отдавали себе отчет в том, что это произошло по какой-то неучтённой причине и этой неучтённой причиной не могло быть судно или подводная лодка, случайно столкнувшиеся с паромом. При этом все понимали, что так быстро паром мог затонуть только при наличие повреждений корпуса или днища. Поскольку внешние причины полностью исключались (столкновение с другим судном, надводным или подводным), то со всей очевидностью посвящённые в процесс лица осознали,что причина гибели парома и людей может быть напрямую связана с перевозимым государством (крупные концерны это тоже часть государства) не задекларированном грузом.

Днище и левый борт «Эстонии» были целыми. Неопределённость была именно с правым бортом. Учитывая изначальный крен корабля,а так же то, что затонул корабль, черпая воду именно правым бортом, всех очень беспокоило состояние этого борта. Вопросы «Что там с ним? Нет ли в нём пробоины?» лишил многих сна на долгие месяцы. Понять, почему их мучили эти вопросы, несложно. Есть несколько простых вопросов, которые укажут на ответ. Могли ли наркотики стать причиной образования пробоины в правом борту? Нет. Могли ли блоки советской военной электроники стать причиной образования пробоины в борту? Нет. Мог ли кобальт стать причиной образования пробоины в борту? Нет. Могла ли ядерная боеголовка стать причиной образования пробоины в борту? Нет. Мог ли взрыв боеприпасов (мин, бомбили ракет различных классов) стать причиной образования пробоины в борту? ДА!

Этого-то все и боялись. Ни у кого ведь не было понимания из-за чего затонул паром. Власти Швеции и Эстонии здраво рассудили,что если они поднимут паром ив его правом борту обнаружится пробоина с вывернутыми наружу краями, всем не только станет ясна причина катастрофы, но и будет понятно кто в этом виновен. А виноваты в этом, естественно, будут власти этих двух стран -Швеции и Эстонии.Ведь именно они посчитали возможным транспортировать взрывоопасный груз на гражданском пароме. Вы думаете кто-то готов был за это отвечать? Лишиться должностей, званий, власти, денег, привилегий, в тюрьму сесть,в конце концов? Конечно нет. Вот поэтому-то и запретили приближается к парому, и даже извлекать из него тела погибших. Никто не хотел,чтобы у кого-то были юридические или моральные основания на погружение к этому кораблю и проникновение в его внутренние помещения. Цель той же комиссии по подъёму парома, обсуждавшей только этический вопрос,только в этом и заключалась –её члены должны были найти аргументы запрещающие поднимать тела погибших, чтобы ни у кого не было оснований для погружения к «Эстонии»,как в настоящем,так и в будущем.

Не зря этот корабль до сих пор охраняют военные. Всё эти действия были направлены только на то, чтобы причину гибели парома,из-за возможного внутреннего взрыва, не смогли установить в ближайшие лет 50, давая возможность всем участникам этого мало законного процесса счастливо и спокойно дожить до старости и естественной смерти. Этот дамоклов меч висел над их головами все эти 26 лет и только экспедиция 2020 года и приведённый выше анализ, отвели от них эту угрозу –никакого внутреннего взрыва на борту парома не было. Борт «Эстонии» был пробит собственным визором.

При этом, конечно, остается масса вопросов в отношении действий экипажа, действий лиц представляющих ответственные и государственные структуры в чьи обязанности входит контроль за безопасной эксплуатации судов, вопросы к судовладельцу, но искать загадочных террористов или таинственную подводную лодку нет никакой необходимости. Вне всяких сомнений, причина гибели судна и такого количества людей кроется в огромной массе больших и малых ошибок и просчётов, допущенных разными людьми в разное время. Величина этих мелких разрозненных ошибок в итоге достигла критической массы, которая «взорвалась» в штормовом Балтийском море ночью 28 сентября 1994 года.

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий