Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Скорее мертв, чем жив: туризм в глубокой коме

Карикатура: Eva Sarma

Пустые отели, пустые рестораны, пустые паромы. Тысячи работников туристического сектора уже сокращены, большую часть оставшихся ждет та же участь. Будущее сферы настолько туманно, что непонятно, как можно ей помочь. И стоит ли это делать?

Наталья Ауг

natalja.aug@tallinnlv.ee

Больнее всего пандемия ударила по туристическому сектору. Обороты эстонских турфирм близки к нулю, пять тысяч человек уже сокращено, и сегодня почти нет сомнений, что осенью работу потеряют около 15000 работников отрасли. Tallink уже уведомил Кассу по безработице о ликвидации полутора тысяч рабочих мест. Коллективные сокращения запланировали несколько отелей. За этим последует эффект домино, пострадают сотни фирм.

Возможности экономии исчерпаны

Надежда у сектора была одна — на государство. В ожидании самого черного сценария все союзы предприятий, связанных с туризмом, в августе совместно обратились за помощью к правительству.  В обращении отмечается, что даже самые мрачные экономические прогнозы не отражают того, что происходит в туристической отрасли. Снижение оборотов и доходов составило до 90%. Например, в первом полугодии в гостиничных предприятиях Эстонии было проведено вполовину меньше ночей, чем за тот же период 2019 года. Доход от продажи услуг по размещению туристов в среднем упал на 59%. Страну посетило на 84% меньше иностранных туристов, и денег здесь они оставили в десять раз меньше, чем годом ранее. Организация международных конференций приостановлена, круизный туризм встал. И если летом за счет вынужденно возросшего местного туризма регионы как-то еще держались, то по улицам Старого города Таллинна гуляли не туристы, а ветер.

Кризис длится уже полгода, и нет никакой надежды на восстановление рынка ранее весны 2021 года. Да и она призрачна. К тому же нынешним летом не было возможности сделать накопления, которые помогли бы пережить низкий сезон, обращают внимание на проблемы занятые в отрасли специалисты, а возможности для экономии почти исчерпаны. Остается лишь увольнять работников. В послании также обращается внимание на то, что у государства есть долговременные планы помощи предприятиям разных областей экономики, но на сферу туризма эти меры поддержки почему-то не распространяются.

В комментарии «Столице» директор Estravel Анне Самлик напомнила, что туризм — это не только туристические бюро, но и отели, рестораны, организаторы мероприятий и конференций и связанные с ними предприятия, именно поэтому отрасли необходимо сохранить хотя бы критически важные рабочие места. Директор турагентства SV TOURS Елена Бодрова сказала, что часть проблем отрасли невозможно решить именно из-за постановлений властных органов.

«Государство могло бы вникнуть в проблемы, а не отвечать на все обращения туристического сообщества необоснованными отказами, как это случилось с запретом полетов на остров Крит в середине августа, где показатель заболеваемости был ниже, чем в Эстонии. Государство должно демонстрировать логику в принятии решений, руководствоваться мнением заслуживающих доверия экспертов. Также оно должно быстро реагировать и принимать ясные решения на перспективу, чтобы люди могли хоть как-то планировать свою жизнь. Государству стоит понимать свою ответственность перед людьми, оказавшимися в трудной ситуации, — поделилась она своими размышлениями со «Столицей». — Если государство не намерено оказывать помощь, то об этом надо сообщить максимально быстро, чтобы предприниматели смогли оценить риски, посчитать возможные расходы и принять решение, что им делать дальше».

Сравнение не в пользу Эстонии

В качестве основной меры поддержки в турсекторе видят восстановление пособия на заработную плату до весны следующего года. По мнению президента Союза туристических фирм Кюлли Каринг, это даст возможность сохранить хотя бы часть занятых в этом бизнесе людей, их опыт после нормализации обстановки в следующем году помог бы восстановить сектор. В противном случае отрасль обречена на вымирание. Она указывает, что в Европе это понимают, и отношение к туризму там другое — в большинстве европейских стран меры поддержки туристической сферы продлятся как минимум до апреля.

«Если местные фирмы будут вынуждены осенью прекратить свою деятельность, то на их место придут выжившие зарубежные предприятия, например, литовские, где меры поддержки не в пример нашим намного больше. И это не пойдет Эстонии на пользу, стоит только вспомнить суммы налогов, которые платили местные бизнесмены», — отметила Каринг. Бизнес-консультант Индрек Саул также указывает на то, что нынче Латвию, Литву, Финляндию и Швецию стоит рассматривать не только как соседей, но, скорее, как конкурентов.

В ответ на вопрос «Столицы», какие меры еще могли бы поддержать турфирмы на плаву, основатель Estravel Айво Такис сказал, что если смотреть на то, какую помощь филиалы предприятия получают в других странах, то сравнение не в пользу Эстонии. «Estravel действует в шести странах, благодаря этому у нас есть возможность видеть то, как разные государства помогают нашему сектору. В Эстонии, к сожалению, меры госпомощи самые скромные. Например, в Австралии государство платит зарплату нашим сотрудникам в полном объеме до марта 2021 года. И у нас нет никаких сопутствующих расходов. Финляндия компенсирует работникам недополученные доходы почти в полном объеме, мы не несем расходы на персонал до тех пор, пока не восстановится экономическая обстановка, когда бы это ни случилось. В Литве все пострадавшие фирмы могут взять кредит с государственным залогом и с практически нулевым интересом. В Эстонии в случае кредита от Kredex действует обратная ситуация: интерес в два раза выше среднего, а от владельцев фирмы требуют личное поручительство или залог», — рассказал он.

С точки зрения руководителя Delfiin Reisibüroo Светланы Сидоренко, следует пересмотреть ограничительные меры, ту же политику регуляции полетов, тогда туристический бизнес не будет висеть камнем на шее у государства.  «Очевидно, что коэффициенты не отражают фактическую эпидемиологическую обстановку и во многом зависят от количества сделанных тестов, а не от действительного числа зараженных. При сохранении нынешнего верхнего предела (25), через несколько недель небо над Эстонией будет полностью закрыто. Замечу, что таких жестких ограничений, как в Эстонии, не существует практически нигде в ЕС (кроме Балтийских стран и Финляндии). Надо дать возможность замены карантина на тестирование. Нет смысла работоспособным людям, с 99,9% вероятностью здоровым (из десятков тысяч, выезжавших этим летом за пределы Эстонии, вернулись инфицированными единицы), сидеть 14 дней на карантине. Нынешние меры не работают, а непропорциональные ограничения наносят огромный ущерб экономике», — уверена она.

Никакой ясности нет

Сначала показалось, что наверху крик о помощи услышан был. Правительство и эксперты неоднократно обсуждали ситуацию более двух недель, но не могли принять никакого конкретного решения. И если почти сразу было понятно, что восстановление пособий на заработную плату считают малоцелесообразным, то на минувшей неделе окончательно стало ясно, что и на какую-либо другую помощь вряд ли стоит рассчитывать. Принцип оказания господдержки поменялся: выживут сильнейшие. Первым его озвучил на пресс-конференции правительства министр финансов Мартин Хельме: «Предприятие должно выжить и работать. Это не значит, что в период кризиса оно не должно приспосабливаться. Я не вижу смысла поддерживать средствами налогоплательщиков те фирмы, что не смогут выжить».

После совещания на прошлой неделе это была уже общая точка зрения. «Продолжать социальноэкономические меры поддержки, что применялись весной, сейчас уже неэффективно, — сказал вице-спикер парламента Хелир-Валдор Сеэдер. — Меры поддержки Kredex`а не сработали, потребности в них не оказалось».

Политики признают, что какую-то часть специалистов в туристической сфере сохранить следовало бы, но как это сделать – вопрос остался открытым, возможно, за помощью обратятся в европейские фонды. Что же касается остальных, то им стоит задуматься о переобучении. Это решение поддержали многие ведущие экономические аналитики страны. «Для экономики нет ничего хорошего, если часть работников долго получает пособия от государства. Против пособий говорит и то, что нет никакой определенности, когда что-то изменится», — отмечает Михкель Нестор.

Такого же мнения придерживается и директор Института конъюнктуры Марье Йоозинг, аналитик Кристо Ааб, банкир Маргус Ринк. По словам министра социальных дел Танеля Кийка, туристическая отрасль в любом случае уже не будет действовать в прежних масштабах. Однако в какой мере произойдет ее сокращение, тоже неясно. Во многом это будет зависеть от соседних стран: лишь в том случае, если будет известно откуда возможен приток туристов, можно будет делать хоть какие-то предположения.

Как уже упоминалось выше, тяжелее всего отсутствие туристов отразилось на столичных предприятиях. В целях поддержки предпринимательства мэрия приняла решение снизить на 80% цену аренды в принадлежащих городу помещениях торговли, общепита и досуга, расположенных в центре столицы.

 

Скорее мертв, чем жив: туризм в глубокой коме

Карикатура: Eva Sarma

ПОХОЖЕЕ ПО ТЕМЕ

Туристический сектор надеется на помощь от государства
Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий