Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Муж прикован к постели: из Латвии решили депортировать 74-летнюю Светлану Видякину, боровшуюся за русскую культуру

Автор: Андрей Мамыкин, независимый журналист, Латвия

Среди 800 пожилых российских граждан, которых власти Латвии собираются депортировать из страны за то, что они не сдали экзамен по латышскому языку (на этом основании им не продлили ВНЖ), своей участи ждет 74-летняя Светлана Видякина. Основательница Пушкинского общества в Риге оказалась в крайне сложной ситуации. Ее муж, латвийский гражданин Леонид Ленц, тяжело болен и прикован к постели.

Ехать в Россию? Но как, если родной человек нетранспортабелен? Светлана Александровна ищет способ получить разрешение, чтобы остаться в стране по гуманитарным мотивам и ухаживать за больным супругом. Комментариев прессе она не дает — понятно, как отреагируют местные власти на любое лишнее слово…

В Ригу, к родителям мужа, Светлана Александровна Видякина — уроженка Днепропетровска, выросшая в Кирове, учившаяся в Ленинграде — переехала в 1988 году. Ей после Кировского, Ростовского и Владимирского областных театров обещали место в Рижском академическом театре русской драмы. «За звание академического театра боролись. Я к тому времени уже поработала в трёх театрах, но ни один из них не был академическим», — вспоминала позднее Светлана Видякина в разговоре с латвийской газетой «Час».

Но после распада Советского Союза театр очень скоро избавится от названия «академический», добавит, правда «имени Михаила Чехова», — знаменитый племянник Антона Павловича полтора сезона отработал там в середине тридцатых годов перед отъездом в Америку.

В 2023 году театр аннулирует и название «русский». Теперь он просто Рижский имени М. Чехова. После начала СВО центральное место в репертуаре заняла пьеса националистки без образования, депутата Европарламента Сандры Калниете «В бальных тапочках в снега Сибири», где рассказывается о «советском рабстве латышей» (цитата из театрального анонса).

Светлана Александровна перешла работать диктором в русскую редакцию Латвийского государственного радио. Делала авторскую передачу «Да святится имя Твое» — о жизни православной Латвии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за этот цикл наградил артистку наградил медалью Преподобного Сергия Радонежского.

В 1996 году Видякина с супругом, который тоже остался не у дел в театре, организовала Пушкинское общество. К этому времени она получила от латвийского государства статус «негражданина»: все прибывшие на территорию страны после 1940 года граждане СССР не имели права на гражданство Латвийской республики. В таком статусе в начале девяностых оказались свыше 800 тысяч человек — из 2,5-миллионной страны. «Неграждане» не имели политических прав, им было запрещено работать по восьми десяткам профессий — актеров в этом списке, к счастью, не было.

Пушкинское общество приглашало лучших артистов Латвии и России на свои мероприятия, проводило в Риге выставки «Пушкин и Латвия». Широко праздновали двухсотлетие поэта, в Риге не без стараний Видякиной появился его памятник — неподалёку от бюста Анны Петровны Керн. В прошлом году решением Рижской городской думы монумент демонтировали, увезли в неизвестном направлении; в начале этого года улицу Пушкина (наряду с Гоголя, Тургенева, Московской) переименовали…

Светлана Видякина возродила историю Покровского кладбища Риги. Старейшее из русских православных кладбищ латвийской столицы (XVII век), оно пришло в полный упадок. Светлана скрупулезно работала в архивах, водила экскурсии по некрополю. Там в годы войны стараниями русских монахинь были захоронены замученные в концлагере Саласпилс дети, рядом — могилы солдат Красной Армии, которые разминировали после нацистов могилу Пушкина в Свято-Успенском Святогорском монастыре Псковской области и взорвались на последней мине…

На вырученные от экскурсий деньги Светлана восстанавливала надгробия, издала книгу «Покровское кладбище. Слава и забвение».

Игорь Гусев, историк, бывший рижанин, бежавший от уголовного преследования в Латвии, горько признается: «Когда узнал, что Светлану Александровну депортируют, испугался. Она глубоко верующий человек. Чего стоит только то, как она восстанавливала Покровское кладбище на свои скромные деньги. Она — светильник русской культуры. Когда все светильники погаснут, мрак опустится на латвийскую землю».

Алексей Стефанов, обозреватель агентства Sputnik Латвия, бывший рижанин, тоже уехавший из Латвии от уголовного преследования, говорит: «Светлана Александровна не сделала ничего плохого Латвии, да и муж её — заслуженный человек, прикован к постели… Как можно выкидывать таких людей из страны, учитывая их обстоятельства?!»

Увы, для националистической латышской власти нет плохих и хороших русских. Для них абсолютно все нелатыши — чужаки. Просто начали с граждан России. Дальше будут неграждане Латвии, потом — «неправильные» граждане…

 

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий