Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Православные христиане отмечают последний день Масленицы — Прощёное воскресенье

Прощеное воскресенье (проводы, прощальник, прощальное, прощеный день, целовник) — последнее воскресенье Масленицы, во время которого в крестьянской общине совершался обряд взаимного прощения грехов и обид, имевший религиозно-очистительный смысл и связанный с поминовения усопших. Сведения о нем известны по историческим источникам с конца ХVII в.

В этот день, а в некоторых местностях накануне его — в Родительскую субботу, крестьяне, преимущественно женщины, посещали могилы родственников, заказывали панихиды. Они собирались группами около десяти человек и в полном молчании шли на кладбище, просить прощение у покойных за нанесенные им когда-то невольные и вольные обиды. Возле каждой могилы пришедшим положено было отбить три поклона, положить на могильный холмик принесенное из дома для умерших поминальное угощение: блины, покрошенные пряники, пшенную крупу, иногда водку и просить их разделить с ритуальную трапезу. После совершения положенных традицией всех обрядовых действий пришедшие так же молча уходили обратно в деревню.

В этот день замужние женщины для стимуляции будущего урожая льна для всей общины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками и успеть вернуться домой до начала церковной службы.

Молодоженам первого года жизни в прощеный день полагалось вместе ездить к отдельно живущим родителям, старшим родственникам, крестным матери и отцу, куму и куме прощаться и одаривать их подарками: полотенцами, платками, пряниками, брусками мыла и пр. Родители новорожденных детей так же ездили «прощаться» и одаривать к кумовьям с подарками за ризки и зубок.

Основные же обрядовые действия прощеного воскресенья происходили с наступлением первых сумерек, после окончания ритуальных проводов Масленицы, догорания праздничных костров и завершения всеобщего веселья.

Суть их состояла в том что все члены крестьянской общины, родственники, знакомые должны были повиниться друг перед другом и испросить прощение за все нанесенные в прошедшем году обиды. Так же следовало поступать и при встрече на улице с незнакомыми и случайными пришлыми людьми. Поэтому при первых же звуках «печального благовеста» — церковного колокола, созывавшего к вечерней службе, участники праздника, гулявшие как в своей деревне, так и оказавшиеся с санным поездом в другом месте, срочно спешили вернуться по домам. После окончания церковной службы крестьяне начинали ходить к родственникам и знакомым, совершая положенный многовековой ритуал — давая милостыню.

Традиция предписывала приход младших членов общины к старшим, бедных к богатым. Пришедший прощаться становился на колени у входа и обращался к хозяевам со словами: «Простите меня со всем вашим семейством в чем я нагрубил вам в этом году!». Присутствовавшие должны были ему на это ответить: «Бог вас простит и мы тут же!». После этого прощающий и прощенный целовались в знак примирения и угощались последний раз вместе.

После положенного числа посещений масленичная неделя и праздник считались законченными и все расходились по домам на ужин — заговины. Там вся семья садилась за стол с последним перед Великим постом сытным обильным ужином, заключительным блюдом в котором обязательно была яичница. По завершение трапезы, все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд «прощения».

Начинали его самые младшие, обращаясь по очереди с положенными многовековой традицией словами в порядке очередности к своим более старшим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам. Все присутствовавшие должны были так же повторять это действие по старшинству. В обратном порядке оно не совершалось, т.е. у младших просить прощения не полагалось. Последней «прощалась» мать с отцом. Глава же семьи не просил извинения ни у кого из своих близких.

«Прощеные дни» не являлись ритуальным действием, выполнявшимся только в крестьянской среде. В летописных источниках имеются сведения о том, как они проходили в среде царей и цариц и в их окружении. Как правило, «прощаться» там начинали с середины масленичной недели. С этого времени государь объезжал, поминая родителей, все близлежащие городские и окраинные монастыри. Он «прощался» со всей монастырской братией и одаривал находившихся там паломников, калек, нищих и юродивых.

В субботу в покои к государю, согласно установленному порядку, для исполнения обряда приходили патриарх со всем духовенством, бояре и прочие служилые люди. Вечером, простив всех, уже сам царь направлялся к патриарху испросить «прощения» для себя, своей семьи и народа. Эта церемония заканчивалась торжественным обедом, заключительным действием в котором являлась «прощальная чаша» с вином.

Устойчивость в народной среде традиции сохранения и отправления обрядовых действий «Прощеного воскресенья» объясняется несомненной его связью с почитаемым крестьянством культом умерших предков. Сама церемония испрашивания прощения — «прощания» по своему смысловому значению и по сценарию исполнения напоминала ритуальное прощание с провожаемым на тот свет покойником.

Умершие воспринимались в народном сознании, с одной стороны, как члены человеческого сообщества, связанные в силу определенных магических причин как с миром живых людей, так и с царством загробных теней. Поэтому их продолжали воспринимать членами семьи, составлявшими единое целое с ее живыми представителями. Поддержание с ними постоянной связи, уважительное отношение, стремление поделиться с ними плодами своего труда и угощением, по представлению крестьян, позволяло рассчитывать на ответное расположение и помощь предков при возникновении всевозможных житейских проблем, связанных с выращиванием и сохранением урожая, увеличением плодовитости скота, укрощением разрушительных сил природы.

Связующим звеном между живыми людьми и их покойными предками являлись, по народным верованиям, старики. Возможно, воскресенье выделилось в череде праздничных масленичных дней еще и потому, что в соответствии с мифологическими христианскими представлениями о конце мира и человека, ожидалось, что светопреставление должно было произойти именно в воскресенье. Все вышеописанные причины превратили последний день разгульной шумной Масленицы в важный подготовительный этап при переходе к строгому посту.

Он не только напоминал людям о необходимости помнить мертвых, но и располагал их к милосердию к живым, приучая с детства к необходимости кормления нищих, сирых и убогих. Человек на время отстранялся от собственных житейских проблем и обращал свое главное внимание на духовное и физическое очищение. Духовная значимость прощеного воскресенья переносилась и на бытовую сторону жизни, что нашло свое отражение в поговорках, связанных с обычными крестьянскими занятиями: «В Прощоный день ясно — в Христов день ведрено; в Целовник снег — к урожаю».

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий