Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

Автор: Юрий Мануйлов, коллекционер, реставратор

Иконописец и реставратор из г. Тарту, работал во второй четверти XX века. Родился в 1899 г. в дер. Красная Горка (Калласте), принадлежал к Калластескому обществу (поморскому). После выхода книги, посвященной творчеству иконописцев Фроловых и его круга, мне писали люди и сообщали новые подробности деятельности мастерской Фролова. Так я познакомился с Владимиром Лаврентьевичем Гришаковым, старовером из Тарту, исследователем старообрядчества в Эстонии. Он мне сообщил некоторые уточняющие моменты из биографии иконописца, в частности следующее: «Марк Григорьевич Солнцев родился в деревне Воронья в 1899 году. Его отец — Григорий Екимович (1874), дед — Еким Ермолаевич и бабушка — Татьяна Фёдоровна. Гражданская специальность М. Г. Солнцева — художник-оформитель, начинал при кинотеатре «Аполло». В последние годы жизни М.Г. Солнцева, я со своим отцом бывал в его небольшой мансардной квартире в доме по ул. Калда (бывш. Фортууна). Участвовал и в его погребении 29.08.1957. Похоронен М. Г. Солнцев на старообрядческом кладбище гор. Тарту». 

По устным свидетельствам, иконописи Марк Григорьевич учился у иконописца из деревни Рая Г.Е. Фролова, но, что интересно, в его работах заметны приемы, характерные для творчества Филиппа Андреевича Мызникова. Вероятно, манера Ф. А. Мызникова оказалась близка его творческим устремлениям, что и проявилось в его самостоятельных работах. В комментариях о деятельности мастерской  покойный староста Зосима Иоткин упоминает 12 учеников Фролова, один из которых был изгнан. Возможно, число 12 является своеобразной интерполяцией евангельского числа учеников Христа. Одно совпадает точно, Марк Солнцев не смог подчиниться строгому укладу жизни в мастерской Фролова и был вынужден уйти. Он переехал в Тарту, где стал самостоятельно работать и был уважаемым иконописцев в городе.

 Солнцев является автором многочисленных работ, хранящихся в старообрядческих общинах Тартуского и Йыгеваского уездов. Встретившееся клеймо на иконе “Рождество Пресвятой Богородицы” с датой 1939 г. и названием поселка Воронья позволяет предположить, что какое-то время он жил и работал в Воронье. 

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

Сохранились и другие работы Солнцева, написанные для жителей Варнья, в частности икона «Никола Можайский». Этот поселок был населен старообрядцами-поморцами.

На  некоторых работах, выполненных уже после смерти Г.Е. Фролова,  М.Г. Солнцев ставил рукописное клеймо, некоторые имеют карандашные автографы на тыльной стороне икон (Фото).

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

Однако многие иконы не имеют клейма, хотя достоверно известно, что они принадлежат Солнцеву. Учитывая, что иконы, имеющие клейма,  встречаются с 1935-го по 1942 год, можно предположить, что более  ранние работы не подписывались. В отличие от вдавленного в тело доски или выжженного клейма, используемого Фроловым на своих иконах, клеймо Солнцева выполнено черной краской или тушью.  Затем по циркулю нанесено две окружности, наружная диаметром около 40 мм и внутренняя диаметром около 25 миллиметров. Между окружностями написаны: имя, отчество и фамилия иконописца,  заканчивающиеся звездочкой, а в центре в две или в три строки написаны: слово “иконописецъ”, год и иногда название местности, например “Воронья”. Поверхность доски, на которой рисовалось клеймо, покрыто олифой.

Художественная манера М.Г. Солнцева сильно отличается от почерка других мастеров фроловской мастерской. Солнцев работал в графической манере, живопись в его работах сдержанная по колориту, любимые цвета: охра в сочетании с зеленым. Работы Солнцева имеют охристый оттенок из-за подкладок из чистой охры как в личном, так и в доличном письме. На некоторых иконах видно, как мастер по левкасу прописывал всю поверхность чистой светлой охрой, а затем приступал к выполнению роскрыши. Вероятно, наличие охряной прокладки и придает характерный оттенок всей живописи иконы. Мазок очень пастозный, выпуклый, написанный густой яичной темперой. Разделки одежд, элементы архитектуры, лещадки на горках, кустики растительности выделены настолько сильно, что, проведя рукой по доске, вы сразу ощущаете высоту этих элементов. Нередко  увлечение пастозным мазком и, возможно, недостаточное количество связующего (яичной эмульсии) в краске приводило к тому, что на поверхностном  слое образовывался глубокий кракелюр; на личном письме замечены часто встречающиеся сильные осыпи. Характерной чертой является пожухлость на местах с густо положенной охрой (олифа впиталась). В элементах декора, в палеографии надписей заметно сильное влияние Ф.А. Мызникова. Очень показательно сравнение двух икон Рождества Пресвятой Богородицы, показанной мною ранее и иконы, работы Мызникова, написанной лет на 40-50 раньше.

Вот эта икона.

Рождество Пресвятой Богоматери. Филипп Мызников. Около 1900 годов. 

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

Солнцев старается следовать не только иконографии старшего коллеги, но повторяет многие детали, характерные для работ, выполненных Ф.А. Мызниковым, в частности подражание шрифту на иконе Мызникова.

И все же в работах Солнцева присутствуют элементы, уводящие его творчество от классических образцов иконописи к народному фольклору. Это заметно в некоторой утрированности образов в личном письме, в стремлении к повышенной декоративности общего строя иконы. 

Солнцев -автор многочисленных работ, хранящихся в старообрядческих общинах Тартуского, Йыгевасского уездов.  Говоря о художественных особенностях его письма и технических приемах, надо отметить, что ему присуща сдержанная по колориту живопись, любимые цвета — охра в сочетании с зеленым. Мазок очень пастозный, выпуклый, написанный густой яичной темперой. Характерной чертой является пожухлость на местах с густо положенной охрой (такое происходит, потому что олифа впиталась в краску). 

Вот еще несколько работ мастера.

Икона «Богоматерь Казанская», 1940. Дерево (сосна), темпера, размер: 35 × 31. Икона в киоте. На оборотной стороне иконы, между шпонками, карандашная надпись: «Казанския Пресвят. Богор. Писал Марк Солнцов 1940 XII». В частном владении в Таллине.

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор
Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

 Икона «Св. Николай Чудотворец», 1940. В собрании А. и Е. Юрьевых (Таллин). Размер: около 35 × 31. Доска сосновая с ковчегом, с двумя сквозными шпонками. На обороте доски круглый медальон с надписью по кругу: «Марк Григорьевич Солнцев», в центре круга: «Иконопис. 1940».

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор
Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

Вот еще иконы Солнцева, часто неподписные.

Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор
Юрий Мануйлов: Марк Григорьевич Солнцев – иконописец и реставратор

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий