Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Димитрий Кленский: Центристы сами лишили себя единовластия в Таллине

Автор: Димитрий Кленский, независимый журналист

Итак, к радости всех ведущих партий Эстонии, Центристская партия на завершившихся местных выборах, хотя и мощно победила, но в отличие от последних 19 лет потеряла возможность единолично управлять столицей. Виной тому стали не только сами центристы, но и механизм распределения депутатских мандатов между избирательными округами.

Увы, центристы годами соглашались с навязанной Таллину эстонской русофобской этнократией «странной» системой распределения депутатских мандатов, которая дискриминирует столичных русских и русскоязычных избирателей и кандидатов в депутаты.

Возможны разные варианты

Как и ожидалось, мечта объединить все партии против центристов в столичном «парламенте» растаяла после выборов вмиг. О договороспособности среди вчерашних оппозиционеров и речи нет. Хотя теоретически чудо всегда возможно. Но шансов противостоять единому фронту соперников у центристов предостаточно. Им нужно заманить пряничком в двойственную коалицию самых слабых партнёров, чтобы вместе с их депутатами суммарно заполучить простое большинство мест в Горсобрании.

Время покажет, как всё обернётся. В любом случае несколько наигранно звучит оптимизм центристов, заявляющих сейчас, что их контроль над городом сохранится, только управлять придётся в коалиции с послушным «союзником». Но возможна и коалиция с реформистами, с которыми центристы спелись в Рийгикогу (парламенте) несмотря на то, что реформисты делают всё для удушения Центристской партии даже в нынешней правительственной коалиции (в объятиях легче душить). Но союзниками по коалиции могут стать все, даже Эстонская консервативная партия, кроме Isamaa, поливавшая перед выборами центристов и их русскоязычный электорат вёдрами русофобских «помоев».

В общем центристы сами усложнили себе жизнь в столице. А ослабление их позиций после выборов в Ида-Вирумаа, особенно в Нарве, говорит о «пробоине» в их партийном корабле, которая угрожает и вовсе оказаться на мели перед предстоящими парламентскими выборами.

Свинью подложили давненько

Но свинью центристам подложили ещё почти тридцать лет назад, когда принимались решения о том, как умалить влияние русского и русскоязычного населения на местных выборах в столице. В те времена оно даже слегка превышало численность эстонцев в Таллине. Именно благодаря этому на завершившихся выборах центристы лишились в кузнице своих избирателей – русскоязычном Ласнамяэ, максимум пяти мандатов (реально – три-четыре)! А не хватило им нынче – всего два мандата, чтобы и сегодня продолжать управлять столицей единолично.

Сразу после восстановления независимости Эстонии этнократы внесли в закон о выборах советов местного самоуправления положение, согласно которому в Таллине с его восемью избирательными округами половина депутатских мест в Горсобрании (40 из 79), делится поровну между всеми частями города. Каждой части города (они же избирательные округа) ещё до выборов закрепляют пять депутатских мандатов (40 : 8 = 5). И не важно, что по численности некоторые из них разнятся в разы.

Остальные 39 депутатских мандатов разыгрываются в частях города по классическому принципу демократических выборов – пропорциональности. То есть число жителей Таллина делят на оставшиеся 39 мандатов, получая «стоимость» одного мандата, исчисляемая числом избирателей, отдающих голоса за один мандат. Потом, в каждом избирательном округе, представляющем собой часть города, делят число их жителей на эту «стоимость». Так вычисляют число мандатов, разыгрываемых в каждом отдельном округе (части города).

Но таким двухступенчатым подходом нарушается Конституция ЭР, да и закон о выборах советов местного самоуправления, который сам же и определяет не пропорциальное и не единооборазное, как требует Основной закон, распределение мандатов по избирательным округам в Таллине.

Тайна распределения мандатов

Рассмотрим эту проблему на примере предыдущих местных выборов 2017 года. В части города Пирита число избирателей было равно 14.375, а в соседнем Ласнамяэ – 96.990. Это в 6,7 раз больше. Но число мандатов, разыгрываемых в этих округах равнялось соответственно 6 и 18, то есть только в три раза в пользу Ласнамяэ. Несправедливость – более чем в два раза! Расчёты показывают, что в среднем для избрания одного депутата в Ласнамяэ нужно было в два раза больше голосов избирателей по сравнению с Пирита. Поделим число избирателей в этих частях города на число выделенных этим округам мандатов. Итак, по Ласнамяэ – 96.990 : 18 = 5.388 голосов. И по Пирита – 14.375 : 6 = 2390 избирателей. Иначе говоря, пиритаским избирателям требуется заведомо меньше голосов, чтобы избрать своего представителя в столичное Горсобрание. И это по мнению законодателя и есть единообразие и пропорциональность?!

Совсем другая картина, если эти же 79 мандатов, а не только 39, «разыгрывали» бы те же избиратели, без предварительного распределения половины мандатов (40) между избирательными округами. Разделим число избирателей Таллина на 79 депутатских мест. В 2017 году их было 361.539, а после деления на 79 получаем число избирателей, приходящихся на один мандат. То есть – 361.539 : 79 = 4576. Остаётся поделить на этот показатель число жителей Ласнамяэ и получаем справедливое число депутатских мандатов в этой части города, она же – избирательный округ

N 4. Итак – 96.990 : 4576 = 21 депутатский мандат. А в реале на тех выборах Ласнамяэ выделили – 18 мандатов. То есть у ласнамяэсцев и их кандидатов в депутаты, как бы «украли» 3 мандата.

Если произвести аналогичное действие по части города Пирита, или избирательному округу N 7, то картина следующая – 14.512 : 4.576 = 3,1 или 3 мандата. Но разыгрывалось на прошлых выборах в Пирита 6 мандатов.

Но есть за что и с себя спросить

На минувшее выборах картина ещё контрастнее. Ласнамяэ выделили ещё меньше мандатов – 16 (вместо 18 на выборах 2017 года). А в Пирита, наоборот, больше – 7 (вместо 6 в 2017 году). Или взять часть города Кесклинн – избирательный округ N 2, где традиционно сильнее противники центристов. Тут вместо 8 мандатов в 2007 году нынче разыгрывали 11 мандатов, хотя число избирателей заметно не прибавилось. При этом число избирателей в части города Кесклинн (около 50 тысяч) почти в два раза меньше, чем в Ласнамяэ (97 тысяч). А по числу мандатов разница (соответственно 11 и 16) почти в полтора раза.

Как объяснить принцип такого распределения мандатов в Таллине?

Но помимо вопросов к организаторам выборов есть за что спросить с самих себя и у центристов. Так, их соперники набрали неплохой урожай мандатов в частях города с преобладанием эстоноязычного населения за счёт более высокого процента участия в выборах избирателей (почти 65%) по сравнению с частями города, в которых преобладает русскоязычные жители. В Ласнамяэ – процент участвовавших в голосовании составил только 50,9%, а в русскоязычной части города Пыхья-Таллин – 52%. Это – недоработка самих центристов, но и сигнал о снижении к ним доверия.

Более всего поражает равнодушие к вопросу распределения депутатских мандатов на местных выборах в Таллине самой Центристской партией и особенно т.н. русскоязычных центристов. И этим тоже они лишили себя абсолютной победы в Таллине.

 

Таллин, 20 октября 2021

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий