Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Нарва: сначала переименовать «красные» улицы, потом снести танк-памятник на берегу Наровы

Автор: Димитрий Кленский, независимый журналист

…или Бойся этнократов, дары приносящих

Прощальную поездку по Эстонии Президент ЭР Керсти Кальюлайд начала с Нарвы, куда она грянула с сомнительными «гостинцами» – табличками с названиями улиц: Солдина и Кивилинна.

Это намёк на то, что уже более 20 лет руководство Нарвы (мнение русских людей, естественно, не спрашивают) сопротивляется теперь уже открытому нажиму экс-Президента ЭР, давно настаивавшей от имени эстонской этнократии на переименовании нарвских улиц Тиймана и Даумана.

Это – один из многих в последние годы шагов в направлении припозднившейся дерусификации приграничного с РФ города на реке Нарове. Сдаётся, что завершится это демонтажом танка Т-34, стоящего памятником между Нарвой и Усть-Нарвой. Он – последний такой сохранившийся в Эстонии и символизирует начало её освобождения от коричневой заразы.

Нарва: сначала переименовать «красные» улицы, потом снести танк-памятник на берегу НаровыТанк давно «наказан» – лишён советской атрибутики, которую нарвитяне заменили живыми цветами, а молодожёны со всего уезда Ида-Вирумаа традиционно посещают этот святое  место. Весной этого года монумент облили краской. Русофобы-вандалы не найдены. Инцидент не осудили, ни Тоомпеа, ни Кадриорг.

Чтобы объективно оценить антикоммунистические «гостинцы»  Кальюлайд надо знать всю историю Эстонии начала ХХ века.

Откуда в России коммунизм?   

На фоне общей в Эстонии тенденции её пересмотра (обеления) акция Керсти Кальюлайд не так уж и примечательна, так как этнократия традиционно маскирует собственные преступления русофобией. Это делается и для того, чтобы вытравить из народной памяти ту часть истории, которую принято называть «красной» или коммунистической. При этом, критикуя большевизм, кстати, глубоко пустивший более ста лет назад корни не только и не столько в сердцевине Российской империи, сколько в Эстонии и Латвии, местная пропаганда однозначно подаёт большевизм, советскость, коммунизм, как неразрывно связанное только с русскими варварами и Россией. Вполне в духе Геббельса. 

Между тем, летом 1917 года большевиков в свергнувшей царизм России насчитывалось только 240 тысяч, при том 40 тысяч из них были эстонцы и 80 тысяч – латыши! Последние создали после Октябрьской революции в ходе грандиозной гражданской войны на территории бывшей царской России свои национальные воинские подразделения: знаменитые дивизии латышских стрелков и менее прославившиеся эстонские коммунистические полки (их было шесть). Последние составили костяк Эстонской Красной армии.

Большевик, значит русский?

И потому сегодня не просто демонизируются злодейство эстонских большевиков. Они подаются так, будто их творили российские  коммунисты. В январе 1919 года в Тарту были зверски расстреляны пять священников различных конфессий, в том числе православный епископ Платон (кстати, эстонец по национальности). Пастору лютеранской церкви в Йыхви Карлу Гессе перед казнью выкололи глаза. В Нарве, на территории нынешнего Ивангорода, расстреляли священников Дмитрия Чистосердова и Александра Волкова. В этом эстонская пропаганда не без оснований обвиняет большевиков. Но как? Сознательно замалчиваются имена злодеев, поскольку с помощью такого приёма удалось вбить в сознание обывателя убеждение, будто большевик, это обязательно русский. Так, в Тарту в 1919 году верховодили большевистские комиссары А.Кулль и Э.Оттер, а исполнителями казни стали бойцы Эстонской Красной армии Буш, Ратасепп, Реммер, Кельх Хансинг и др. Но их имена в мейнстримных СМИ не упоминаются.    

Как прячут концы в воду

Ещё одна грань тщательной «прополки»  местными СМИ и пропагандой собственной истории предусматривает замалчивание преступлений пещерного антикоммунизма (с физическим уничтожением коммунистов) в добившейся независимости Эстонии, как в первые два десятилетия независимости, так и в годы Второй мировой войны. Зачисткой «чёрных пятен» собственной истории в последние десятилетия сверх активно заняты в восстановившей независимость Эстонии.

Пример. В советское время на доме, что стоит на углу улиц Татари и Веэренни, висела памятная доска, которая сообщала, что тут агентом охранки был убит 28 марта 1923 года выстрелом в спину коммунист Яан Креукс, выдвинутый по списку Единого фронта трудящихся кандидатом в депутаты на выборах в Государственное собрание Эстонии  (парламент). 30 лет назад, с восстановлением независимости страны, эта табличка бесследно исчезла. Увы, преследование левых на протяжении всех двадцати лет первой Эстонской республики была повседневной. Мягкий вариантом считалось многолетнее тюремное заключение.    

Ошибки эстонских большевиков

В Эстонии героизируют Освободительную войну, которая даже по признанию отдельных эстонских историков имела черты гражданской.

Хотя советская власть в Эстонии была провозглашена ещё в 1917 году, только после немецкой оккупации (февраль-ноябрь 1918 года) эстонские большевики учредили Советскую социалистическую республику, как автономную в составе РСФСР. В Нарве в ноябре 1918 года была провозглашена Советская республика – Эстляндская трудовая коммуна. Её поддержали эстонские коммунистические полки и части Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Хотя Коммуна депортировала из Эстонии немецких баронов, провозгласила эстонский язык государственным языком, крестьянство (основная масса населения) новый строй не приняла из-за наивного, но жесткого намерения большевиков создавать на базе баронских мыз крупные государственные совхозы. 

Война была гражданская

Им противостояла независимая Эстонская Республика, которую ещё в феврале 1918 года (в день вторжения кайзеровской армии в Эстляндию) провозгласил либерально-буржуазный Комитет спасения. К слову, в это время эстонские большевики оказались единственными, кто оказал  военное сопротивление немцам при захвате Таллина.

После оккупации Эстляндии немцами, «красные» эвакуировались в Советскую Россию, а сторонники буржуазной независимости вступили в сговор с немецкими оккупантами, помогали выявлять «красную заразу». С уходом немцев в ноябре того же года Временное правительство Эстонской республики создало т.н. Народную армию (в основном крестьяне, которым обещали землю в случае победы над «красными»). Это и предопределило поражение эстонских большевиков и победу прозападных сил. Белоэстонцам удалось вытеснить захвативших пол-Эстонии «красных», кстати, стоявших в 40 километрах от Таллина.

А назвали Освободительной

В Эстонии официально называют эту, по сути, гражданскую войну Освободительной, мол, её вели против  молодой Советской России и Прибалтийского Ландесвера (его костяк – прибалтийские немцы, мечтавшие создать в Прибалтике своё государство). Но война-то шла на территории ещё не существовавшей Эстонской и Латвийской республик, а на землях Эстляндской и Лифляндской (Латвия) губерний только-только развалившейся Российской империи. Фактически от Балтики до Тихого океана развернулась грандиозная гражданская война между подданными России. Частью её была и война, названная почему-то Освободительной.   

Далее. В Эстонии напоминают, что эстонским коммунистическим полкам помогали чужаки: другие части РККА – Рабоче-крестьянской Красной Армии Советской России. Но замалчивают, что Временному правительству в Таллине помогали финансами, вот уж действительно «чужаки» – Франция и США, добровольцы из Финляндии и Швеции. Ну, а британская эскадра всячески поддерживала в Финском заливе действия белоэстонцев, как для устрашения их противников в Таллине, так и нейтрализации кораблей «красного» военно-морского флота РСФСР. Она же помогала разгромить «красных» под Нарвой в начале 1919 года и, наступлению на Петроград, правда неудачному, белой Северо-Западной Армии Юденича, признавшего независимость Эстонии.  

Независимость из рук врагов 

Последовавшее разоружение и интернирование Таллином бежавших в Эстонию «северо-западников», бесчеловечное обращение с ними, а также не оказание помощи беженцам (женщины и дети) из России, послужило основанием для заключения буржуазной Эстонией 2 февраля 2020 года Тартуского (Юрьевского) договора, успешного для себя соглашения с советской Россией о мире и взаимном признании государственности. Хотя Россия получила свои выгоды (восстановление международного товарообмена, импорт хлеба и оборудования, преодоление дипломатической изоляции, гарантия военной безопасности Петрограда), они были несравнимо меньше эстонских. Таллин освободили от всех долгов и обязательств Российской империи, Эстония получила лесную концессию в один миллион десятин на территории РСФСР, принадлежавшее российской казне движимое (подвижной состав) и недвижимое имущество, многочисленные преференции во взаимной торговле. А также 15 миллионов рублей золотом (11,6 тонн) и территории Занаровья (Занаровье – от Нарвы до реки Луги и Печорский район). Политическая игра с заклятыми врагами – большевиками, стоила свеч!        

«Белый» террор был круче

Сегодня, отвлекая внимание от такого неприглядного поведения нарождавшейся республики в отношении Северо-Западной армии Юденича, эстонская пропаганда нещадно бичует «красный террор». Что было, то было, но честный и объективный эстонский историк Тааави Мянник не скрывает: среди его коллег есть и такие, кто признаёт «белый террор», даже превосходивший репрессии, чинимые эстонскими большевиками.

Такие примеры. Даже эстонские историки не могут не признать преступным расстрел военным командованием белоэстонцев без суда и следствия (!) в сентябре 1919 года  в деревне Новый Изборск 25 самых видных делегатов I Эстонского съезда профсоюзов. Среди них был и председатель Центрального совета профсоюзов Эстонии А.Аннус и секретарь Совета Э.Хаммер, остальные 76 делегатов были доставлены на линию фронта и под угрозой расстрела в спину направлены в сторону «красных» в надежде, что те перестреляют «перебежчиков». Вина репрессированных была в том, что они требовали заключения мира с Россией и изгнания из территориальных вод Эстонии английской эскадры.

Повзрослела ли уже Эстония?

Известна непримиримость противостоящих сил в любой братоубийственной гражданской войне, хотя обе стороны  отстаивают понимаемое по-своему благо Родины и народа. Но со временем взаимная вражда выветривается. Так произошло в  современной России. Под Санкт-Петербургом, на Пулковских высотах установлен первый памятник белогвардейцам – в память о походе Северо-Западной Армии Юденича на Петроград, прах «белого» генерала Антона Деникина перезахоронён и покоится ныне в Донском монастыре в Москве. Такая трансформация  отношения к бывшим внутренним врагам говорит о духовной зрелости нации.

В Эстонии до этого, увы, ещё далеко, поскольку эстонская независимость образно говоря всё ещё не избавилась от своей «невинности». И это подтверждает история с переименованием улиц в Нарве. Многое в топонимической войне Таллина с Нарвой сводится не только к примитивной антисоветчине и русофобии, очевидны поиск поводов для информационной войны с Россией против её морального превосходства в противостоянии Запада с Востоком. Это объяснимо, поскольку информационным шумом вокруг переименования «красных» улиц можно затмить нежелание республиканских властей по-серьёзному взяться за вывод Нарвы, как и всего русскоязычного уезда Ида-Вирумаа, из социально-экономической дыры, которую эти власти сами и создали. 

Историю пишут победители

Игнорирование истории во всей её полноте приводит эстонизаторов к её переписыванию, фальсификации. В данном случае это относится и к их оценке исторической роли деятелей Эстляндской Трудовой Коммуны, имена которых носят две улицы Нарвы.

Нарва: сначала переименовать «красные» улицы, потом снести танк-памятник на берегу НаровыЭто – Анс Дауман, латыш, руководитель Нарвского Совета солдатских и рабочих депутатов и Нарвского военно-революционного комитета Эстляндской Трудовой Коммуны, также создатель нарвской Красной Гвардии. И ещё это Алберт-Август Тийман – коренной нарвитянин, руководитель Нарвского исполкома Эстляндской трудовой коммуны.

Что же им инкриминируется? Как сообщает корреспондент ERR Карин Коппель, будучи городским секретарём Нарвской мэрии, ныне ставший мэром Нарвы Антс Лийметс в письме, направленном в комиссию по переименованию улиц, пишет: «Эти люди активно участвовали в вооруженной борьбе против независимости Эстонии. Поэтому в историческом и культурном контексте Эстонии имена этих людей в названиях нарвских улиц неуместны».

Во-первых, Дауман и Тийман тоже боролись за независимость Эстонии, но другую. Да и как тогда быть с теми, кто с той же жестокостью, что большевики, боролся с Эстляндской Трудовой Коммуной, воевал с Эстонской Красной Армией? Очень просто – победители, осуществлявшие «белый террор»,  нынче официально считаются героями.

Доказательства-то, голословные

Что касается персональной ответственности Даумана и Тиймана за расстрелы врагов Эстляндской Трудовой Коммуны, то и тут позиции эстонизаторов не выдерживают критики. В эфире Нарвской студии «Радио 4» тот же Антс Лийметс сказал, что за два месяца правления Эстляндской Трудовой Коммуны были расстреляны 67 человек. Но при этом добавил: «Я полного анализа не делал, но думаю (кстати, индюк тоже думал, да в суп попал – прим. авт.), что расстрелянных было более 100 человек. Если расстреливали противников – это еще как-то можно понять, но в списке (расстрелянных) есть такие формулировки – «сомнительный человек», шесть имён. Расстреляли без разбирательства и суда».

Однако журналисты выяснили, что в документах о расстрелах нет подписей ни Даумана, ни Тиймана. Тем не менее, нынешний мэр Нарвы Лийметс не унимается – он уверен (? – прим. автора), что они знали о происходящем: «Поэтому нелепо говорить, что они не были причастны к этому (расстрелам). У меня нет сомнений (? – прим. автора), что они террористы, которые пытались свою власть установить не законодательным путем или добрыми делами для трудового населения, а страхом и уничтожением известных и обеспеченных жителей города».

Но это – лишь предположения и допущения. По сути, они разоблачают неправедность авторов идеи-фикс переименования улиц в Нарве – бывшего Президента Керсти Кальюлайд и всех этнократов-русофобов, погрязших в безнравственной, и только ли аморальной,  эстонизации русского и русскоязычного населения.  

Тень «Бронзового солдата»

История с переименованием улиц в Нарве напоминает осквернение праха погибших красноармейцев при освобождении в 1944 году Таллина от немецких оккупантов и сноса посвященного им памятника «Бронзовый солдат» на Тынисмяги. Только в данном случае эта операция осуществляется в варианте light и растянулась она на года из-за противодействия города – его властей и населения. Именно поэтому предложенный в своё время Нарвским Горсобранием референдум по этому вопросу был отклонён одним из мэров Нарвы – Тармо Таммисте.    

Нарва: сначала переименовать «красные» улицы, потом снести танк-памятник на берегу НаровыКак и в случае с «Бронзовым солдатом», кстати, в обход Женевской конвенции о гарантиях сохранения памятников погибшим во Вторую мировую войну, когда Рийгикогу принял выгодный для  этнократов закон, допускавший снос памятника на Тынисмяги, он внёс в стиле «JOKK!» поправку к Закону  о географических названиях, не допускающую неуместные с исторической точки зрения наименования улиц. Но кто будет определять эту «неуместность»? Уважительно относящиеся ко всей истории эстонского народа и Эстонской республики или этнократы, играющие только в одни ворота? В общем всё это напоминает советские времена, когда точно также, но исходя из другой идеологии, героями объявлялись «красные». И это при том, что гражданская война – всенародная трагедия.

Надежда умирает последней

Впрочем, право переименования улиц в городах и других населённых пунктах закон пока оставляет за местными самоуправлениями.  А потому «подарок» нарвитянам Керсти Кальюлайд сознательно приурочила к местным выборам, оказывая влияние на ход предвыборной борьбы в Нарве. То есть она снова, в нарушение закона, вмешалась в текущую политику (päevapoliitika). Интересно, как среагируют на всё это нарвские избиратели?      

Может не всё потеряно?

Президент ЭР Леннарт Мери не разрешил сносить советский памятник жертвам зверской расправы с делегатами I съезда профсоюзов Эстонии, который установлен в Таллине, у подножия Вышгорода, на бульваре Тоомпуйестеэ. Впрочем, это – исключение. Новое поколение эстонских политиков, как и в целом по Евросоюзу, уступает в профессионализме бывшей плеяде выдающихся политиков, которые были уважаемы даже противниками за трезвомыслие, мудрость и осознание своей ответственности.           

Только и остаётся надеяться, что нарвские избиратели сделают такой выбор, в результате которого новый состав Горсобрания образуют трезвомыслящие депутаты, которые не позволят и дальше переписывать историю Нарвы, навязывать им волю этнократов-русофобов.

Таллин, 12 октября 2021 года

 

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий