Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Эстонский рабочий город Кохтла-Ярве отмечает своё 75-летие

Автор: Евгений Капов, независимый журналист

Сегодня, 15 июня, город Кохтла-Ярве, расположенный на северо-востоке Эстонии, отмечает свое 75-летие. Созданный в 1946 году как центр Эстонского сланцевого бассейна, город принял на работу тысячи людей разных национальностей со всех уголков бывшего Советского Союза. В день юбилея его старожилы вспоминают, как создавался и развивался промышленный город Эстонии.
Эстонский рабочий город Кохтла-Ярве отмечает своё 75-летие
Кандидат экономических наук, депутат городского совета Кохтла-Ярве Николай Анатольевич Куташов в разные годы руководил различными предприятиями химической отрасли. Вся его трудовая жизнь связана с Кохтла-Ярве. Он согласился ответить на вопросы журналиста.

— Прежде всего, Николай Анатольевич, с юбилеем города, в котором вы живете уже…

— Уже с 1977 года я житель Кохтла-Ярве. Прибыл сюда по направлению после окончания Ленинградского Инженерно-экономического института. Тогда после окончания вуза полагалось три года отработать по распределению. Сначала я работал в НИИ сланцев, где мне дали лабораторию, в результате чего я очень быстро защитил кандидатскую диссертацию. .

— Что из себя представлял Кохтла-Ярве в 1977 году?

— Зимой я приехал сюда «на смотрины», и первое, что меня особо впечатлило, это был черный снег. Потом уже узнал, что на местной ТЭЦ не было электрофильтров. И сланцевая зола покрывала значительную часть города. Это меня ошарашило.

— Вы живете в городе 44 года. А сколько тогда понадобилось лет, чтобы снег побелел?

— К 1980 году, к Олимпийским играм фильтры были установлены.

— Как складывалась ваша судьба в этом «побелевшем» городе?

— Защитился. Был заведующим лабораторией. Потом, когда Горбачев придумал, что руководителей предприятий надо выбирать на «сходняках», словно главарей банды, меня избрали Генеральным директором Ордена Октябрьской Революции Производственного Объединения Сланцехим имени В.И. Ленина. А потом, когда из «Сланцехима» сделали Акционерное Общество «Кивитер», я ушел на часть «Сланцехима» — Завод минеральных удобрений, который выкупил российских «Газпром». И долгое время был там руководителем. Это было в 1992 году.

— Николай Анатольевич, какую роль город Кохтла-Ярве сыграл в вашей судьбе?

— Мало того, что здесь прошла вся моя трудовая жизнь. Город мне доверил быть народным депутатом Верховного Совета Союза ССР. Делал все что мог для города в этой должности.

— Как с годами в городе менялись люди?

— Прежде люди были значительно более открытыми. Они были уверены в завтрашнем дне.

— Были или нет в вашем огромном коллективе конфликты на национальной почве?

— Никогда.

— Почему?

— Да потому, что оценку людям давали по деловым качествам, а не по форме черепа или длине носа.

— А сегодня что случилось, причем — во всем мире?

— Произошло то, что произошло: буржуазная революция под эгидой национальной. И, чтобы сохранить свои привилегии, вот и придумали верховенство одной национальности над другой. Это в истории неново.

— Каково сегодня людям живется в Кохтла-Ярве на фоне всей Эстонии?

— Значительно хуже, чем, например, в Валга, в котором тоже уничтожили рабочие места. Но даже там больше улыбающихся лиц.

— Интересное сравнение. А от чего, по-вашему, зависит количество улыбающихся лиц на улицах города?

— В первую очередь, от уверенности в завтрашнем дне. Ее нет нигде, но в нашем регионе это ощущается особо остро. Потому что, если ломается хребет сланцевой отрасли, на которой десятилетиями держалась экономика региона, города, то ломается и все остальное. Весь малый бизнес каким-то образом был привязан к сланцедобыче и сланцепереработке.

— В чем разница между самоуправлениями начального периода в истории города, и нынешнего?

— Разница большая. Потому что в тот период, когда здесь в руководстве города были такие люди, как Роман Иванович Шеремета, они в тандеме с тогдашним руководителем «Сланцехима» Николаем Дмитриевичем Серебрянниковым горы сворачивали. Потому что в то время можно было получить инвестиции только в том случае, если ты развиваешь производства. И вот они, действуя в тандеме, развивали производство, создавая новые рабочие места. И строили город. А сейчас основная проблема города – как освободиться от того, что было построено, но оказалось ненужным. Например, старые, пустующие дома. Как расселить эти дома. Эта мера вынужденная, и – по двум причинам. Причина номер один: большой отток населения. А причина номер два – приток населения, который идет из таких городов, как Таллинн и Тарту. Парадокс? Ничуть. Объясняю. Пенсионер – либо он сам, либо его дети — продают его квартиру в Таллинне, здесь, где недвижимость стоит вообще копейки, покупают жилье и привозят пенсионера сюда. И получается, что город у нас стареет.

— Николай Анатольевич. 75-летие города – какой-никакой, а праздник. Хотелось бы из ваших уст услышать пожелания в адрес местной власти и жителей города.

— Главное – городу нужна стабильность, которую я всем и желаю. Я не устаю повторять, что городская власть должна взять на себя несвойственную ей функцию: пробивать создание новых рабочих мест, привлечения сюда бизнеса. Для этого нужно добиваться от правительства льгот для инвесторов. Допустим, если несколько первых лет не будут брать какой-нибудь налог, если ты создаешь здесь предприятие.

— Так вот, в Кохтла-Ярвеском технопарке строится завод ветрогенераторов, который на первом этапе даст 300 новых рабочих мест. Значит, могут, если захотят?

— Так вот и желаю городской мэрии активизировать работу по поиску инвесторов.

— А коллегам-депутатам что вы пожелаете?

— Не забывать, что они работодатели для городских чиновников, а не наоборот, как это часто бывает.

— А жителям Кохтла-Ярве какое будет пожелание?

— Стабильности и процветания в зеленом городе.

На снимках:

Указатели у памятника шахтерам показывают направление к счастью;

Депутат Кохтла-Ярвеского городского собрания Николай Куташов.

Фото автора.

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий