Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В ЕС заговорили о повышении возраста выхода на заслуженный отдых. А что Латвия?

Решатся ли и в Латвии поднять пенсионный возраст? Рассказываем, почему у нас нельзя этого делать.



Источник: bb.lv

В долгосрочной перспективе повышение пенсионного возраста в Латвии кажется неизбежным. Средний возраст населения быстро растет, а, значит, все меньше людей вписываются в определенные законом рамки, когда человек обязан трудиться и зарабатывать на пенсию себе лично, а также всем другим будущим и нынешним пенсионерам. Никаких же предпосылок для естественного роста народонаселения в Латвии нет, как их нет и в других странах Европы. Если на старом континенте где-то и увеличивается число жителей, это происходит лишь за счет иммиграции.

Да, Латвию могла бы спасти массовая миграция из каких-либо более бедных стран, но общество страны абсолютно к этому не готово, поэтому любая политическая партия, которая решится на данный шаг, подпишет себе смертный приговор.

Все выше и выше

На сегодняшний день ситуация в стране следующая. В Латвии продолжается реформа пенсионного возраста, который становится все выше и выше. В 2021 году право на государственную пенсию по возрасту имеют лица, достигшие 64-летнего возраста. Для получения государственной пенсии стаж страхования также должен составлять не менее 15 лет. Кроме того, в новом году многие пенсионеры начнут получать более высокие минимальные пенсии, однако, чтобы пересчитать их в соответствии с трудовым стажем пенсионеров, госучреждениям нужен переходный период, поэтому увеличенные пенсии люди получат только в мае.

Последнее повышение пенсионного возраста в Латвии было объявлено в 2014 году. До этого он составлял 62 года для мужчин и женщин. С 2014 началось повышение до 65 лет, которое должно закончиться в 2025 году. Для этого в каждом году пенсионный возраст повышают на три месяца.

То есть до этого срока, конечно, власти ничего менять не осмелятся. Но потом о дальнейшем повышении пенсионного возраста, естественно, заговорят в открытую.

А рабочие места тоже будут?

Как совершенно справедливо говорит на эту тему руководитель Латвийской федерации пенсионеров Айа Барча, разговор о повышении пенсионного возраста возможен и целесообразен только в том случае, если есть уверенность в том, что люди предпенсионного возраста найдут работу. Но с этим, как мы понимаем, в Латвии очень больше проблемы.

Есть и другой аспект, который не учитывают реформаторы. С приближением пенсионного возраста многие или выбирают работу полегче, или уменьшают нагрузку, перейдя, допустим, на работу на полставки. А ведь это неизбежно сказывается на размере будущей пенсии.

Отодвигая пенсионный возраст, затягивая этот режим облегченного труда, власти, получается, обрекают население на низкие пенсии.

Европа стареет

Между тем в Европе из-за очень высокой доли пожилого населения уже начались дискуссии о будущем пенсионной системы. «Тот факт, что мы живем дольше и здоровее, чем предыдущие поколения, является свидетельством успеха и силы нашей социальной рыночной экономики, но также создает новые проблемы и открывает возможности», – говорит вице-президент Европейской комиссии Дубравка Шуйца.

По данным за 2020 год, 20,6% населения ЕС были старше 65 лет. Это на 3 процентных пункта больше, чем десятью годами ранее.

В странах-членах ЕС самая высокая доля пожилых людей в общей численности населения в 2020 году наблюдалась в Италии (23,2%). За ней следуют Греция и Финляндия (по 22,3%), Португалия (22,1%), Германия (21,8%), Болгария (21,6%).

Самая низкая доля пожилых людей в 2020 году была зарегистрирована в Ирландии (14,4%), а также в Люксембурге –14,5%.

В Латвии 20,5% населения старше 65 лет. В Литве – 19,9%. В Эстонии – 20%. В общем, страны Балтии примерно в одной ситуации.

В 2011 году доля пожилых в Латвии равнялась 18,4%. Как видим, процесс идет очень быстро.

Ни успеха, ни силы

Когда в странах ЕС говорят о повышении пенсионного возраста, то имеют в виду и такой аспект. В Европе быстро растет число «здоровых лет», которые проживает население. Это значит, что люди теоретически могут задерживаться на рынке труда все дольше и дольше.

Но только не в Латвии! В нашей стране этот показатель – самый низкий среди всех стран ЕС. Только 53,1 года (данные Евростата за 2019 год). В среднем по Европе это 64,6 года. Разница более 10 лет! В Литве – 57,5 лет. В Эстонии – 55,8.

Рекордсмены по числу «здоровых лет» Швеция (73,3), Мальта (73,2), Испания (69,9), Норвегия (69,8).

Более того, данный показатель в Латвии за последние год уменьшился! В 2012 году он равнялся 56,8 года

Получается, что тему повышения пенсионного возраста в Латвии следует положить под сукно до лучших времен, иначе не избежать еще большего снижения уровня жизни и удовлетворенности своим государством. Прислушаются ли к этим аргументам те, кто ответственен за принятие решений? Посмотрим. Ждать осталось недолго.

Кому и сколько

В Латвийской республике первые пенсии в сегодняшнем понимании были назначены в 1920 году. Эти выплаты полагались семьям погибших на войне военнослужащих.

В 1922 году круг получателей пенсий был расширен. Госпособия начали выплачивать военнослужащим, госчиновникам, министрам, послам и судьям. Трудовой стаж должен был быть не менее 20 лет.

В 1931 году страна разбогатела настолько, что закон “О пенсиях» опять переписали. В круг получателей пенсий были добавлены все остальные работники госучреждений со стажем работы не менее 25 лет, включая учителей. Пенсионный возраст был установлен на уровне 55 лет.

Но всеобщая пенсионная система появилась в Латвии лишь в 1956 году, когда ее ввели в остальном СССР. Впрочем, советским колхозникам пенсии по старости тогда не полагались. Работникам села их стали выплачивать только в 1964 году.

Детская проблема

Кому-то это может показаться парадоксальным, но рождаемость (если точнее, фертильность) в Латвии одна из самых высоких во всей Европе – 1,61 ребенка на одну женщину (Евростат, 2019 год).

Больше рожают только во Франции (1,86 ребенка на женщину), Румынии (1,77), Ирландии (1,71), Чехии (1,71), Швеции (1,71), Дании (1,7) и Эстонии (1,66).

В среднем по ЕС на одну женщину приходится 1,53 ребенка.

Григорий АНТОНОВ.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий