Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Начальник Госполиции Армандс Рукс: «Люди работали без отдыха, без выходных…»

Несмотря на все усилия по предотвращению новых заражений, до завершения пандемии, похоже, еще далеко. Коронавирус продолжает свое шествие по стране, ежедневно диагностируются сотни новых COVID-позитивных. Это вынуждает правительство вводить все более жесткие ограничительные меры, контроль за исполнением которых возлагается на полицию.



Источник: LETA

О том, как справляется полиция со своими задачами в почти экстремальных условиях — наша беседа с начальником Государственной полиции Армандом Руксом.

Агрессия растет

— Сегодня по всем миру в том или ином виде происходит противостояние полиции и жителей. В какой-то степени это можно объяснить общим нервозным состоянием общества, а также тем, что часть общества видит в полицейских не помощников и защитников, как, собственно, это и должно быть, а источник репрессий. Существуют ли, на ваш взгляд, какие-то решения для изменения этой ситуации?

— Действительно, сегодня в Латвии, как и во всем мире, очень много негатива, в основе которого лежит страх за свое здоровье и за здоровье своих близких, а также, разумеется, экономическая нестабильность. Если первая волна пандемии Латвию как-то обошла стороной, — и при этом люди в массе своей были дисциплинированными, выполняли предписания, связанные с эпидемиологической безопасностью, — то сейчас ситуация, к сожалению, радикально отличается от того, что было весной. Уже осенью показатели заболеваемости резко пошли вверх, больницы стали стремительно заполняться людьми в тяжелом состоянии. И, чтобы затормозить распространение болезни, правительство оказалось вынуждено вводить все более жесткие ограничения.

Сегодня в нашей повседневной работе мы видим, насколько люди морально устали от происходящего. И весь этот негатив, порожденный раздражением, безысходностью, страхом, неизвестностью, что будет завтра, все чаще выплескивается на сотрудников полиции. Хотя полиция, по большому счету, ни при чем: мы по долгу службы обязаны, в числе прочего, контролировать выполнение решений, принимаемых правительством с целью обуздать коронавирус. И мы это делаем.

Работа для людей

— В обществе бытует мнение, что результаты работы полицейских оцениваются по количеству составленных протоколов, предусматривающих наказание в виде денежных штрафов: чем больше полицейский их составит, тем большее моральное и, главное, материальное поощрение получит. Можете ли вы это как-то прокомментировать?

— Это полностью не соответствует действительности. Если речь идет о наполнении госкассы за счет штрафов, то заверяю всех: страна теряет гораздо больше из-за того, что полиции приходится отвлекаться на нарушения эпидемиологической безопасности, в то время как никто не снимал с нас наших остальных наших функций — контроль за дорожной безопасностью, охрана порядка, расследование уголовных дел и проч.

Что касается премий, которые полицейским якобы дают за количество составленных протоколов — это тоже неправда. Сотрудник Государственной полиции получает фиксированную зарплату, и это все. И руководство полиции никогда не дает таких установок: протоколы — любой ценой, чем больше штрафов, тем лучше оценивается работа… Другой вопрос, что в определенных ситуациях сотрудникам полиции приходится работать сверхурочно, и за это приходится платить дополнительно. Просто, чтобы всем было понятно: патрулированием на улицах занимается лишь одна структура Госполиции — полиция порядка. Но когда, например, был введен запрет на нахождение на улицах в ночное время, нам приходилось и отзывать людей из отпусков, и привлекать к патрулированию другие структуры — например, работников криминальной полиции, дорожной полиции и др. Люди работали без отдыха, без выходных…



Начальник Госполиции Армандс Рукс: «Люди работали без отдыха, без выходных…»

Источник: LETA

Так что, чем больше нарушений, тем больше теряем мы все — и государство, и общество.

Организуя и контролируя работу полицейских, я всегда стараюсь напомнить своим коллегам на разных уровнях, что мы делаем свою работу ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Полиция ни в коем случае не противопоставляет себя жителям, она работает на благо жителей. Наша задача — помочь тому, кто нуждается в помощи, защитить того, кто нуждается в защите, подсказать ? если кто-то что-то непреднамеренно делает неправильно. Должен сказать, что в целом отношение полиции к жителям достаточно лояльно: в случаях нарушений мы стараемся ограничиваться замечаниями, предупреждениями и разъяснениями. Исключение делается лишь в том случае, когда люди ПРЕДНАМЕРЕННО создают угрозу жизни и здоровью окружающих: тогда полиция просто обязана проявлять себя по отношению к нарушителям как репрессивная структура.

Многие, наверное, помнят декабрьские выступления так называемых «ковид-нигилистов», которые не только сами демонстративно отказывались выполнять введенные в стране правила эпидемиологической безопасности, но еще и призывали других на массовые сборища. В то время как больницы стремительно заполнялись пациентами с коронавирусом, эти люди устраивали массовые шоу протеста, танцевали на крышах автобусов, собирали толпы любопытных… Подумали ли они, что, приглашая людей на протесты, они, возможно, станут причиной смерти кого-то из тех, кто пришел на их протестные мероприятия и заразился? На чьей совести будут эти заражения, а возможно, и смерти?

Да, у каждого из нас может быть свое субъективное суждение по поводу обоснованности тех или иных карантинных мер. Соглашусь и с тем, что в демократическом обществе каждый волен выражать свою точку зрения. Но при этом призывать людей во время пандемии к массовым сборищам — это уже преступная безответственность. Поэтому у полиции не было выбора: подобные акции пришлось пресекать. Но, повторяю, это делалось для защиты жителей и на благо жителей.

И сегодня мы постоянно сталкиваемся с разными проявлениями безответственности, когда люди, преимущественно молодые, бездумно рискуют своим здоровьем и здоровьем окружающих. Все эти тусовки в банях, гостевых домах, возле заведения фаст-фуда… По-человечески можно понять: люди, особенно молодые, очень нуждаются в коммуникации, в очном общении, они хотят веселиться, радоваться жизни, но…

— Так, может быть, стоило бы все-таки заменить дистанционное обучение на очное, но контролируемое и с обеспечением правил эпидемиологической безопасности? А то ребятам даже в школе не встретиться… Вот они и сбиваются в компании, автоматически становясь как нарушителями общественного порядка, так и жертвами и/или переносчиками ковида…

— Каким бы ни было мое личное мнение, я всегда считал, что во всех вопросах, особенно важных, касающихся жизни, здоровья, безопасности, следует прислушиваться к мнению тех, кто компетентен в данной конкретной сфере. И с каким пониманием я бы ни относился к нуждам молодежи, как бы по-человечески ни сочувствовал ? ситуация такая, какая есть. Сейчас на одной чаше весов — психоэмоциональное состояние молодежи, которое, возможно, будет каким-то образом давать о себе знать, и это придется корректировать педагогам, психологам и другим специалистам. Но на другой чаше весов ? реальная опасность распространения вируса, и необходимо эту опасность предотвратить. Обществу и правительству приходится выбирать из двух зол наименьшее, а задача полиции ? контролировать выполнение решений, цель которых ? минимизировать опасность для жителей Латвии. Эти решения принимаются на основании рекомендаций специалистов ? медиков, эпидемиологов, и нет никаких оснований им не доверять. Да, ситуация, в которой все мы сейчас находимся, действительно неординарная, но нужно набраться терпения.

Преступность уходит в интернет

— С ухудшением экономической ситуации закономерно возрастают преступления, связанные с отъемом имущества ? воровство, ограбления, квартирные кражи и т. д. Какова ситуация в Латвии сейчас по сравнению с докризисным временем?

— Согласно нашей статистике, число краж и ограблений не только не растет, но даже падает. Так, по результатам прошлого года, число преступлений сократилось в целом на 2,9%.

Однако по некоторым видам преступлений ситуация ухудшилась. В частности, возросло количество случаев мошенничества в интернете. Мы регулярно предупреждаем людей, чтобы не попадались в ловушки мошенников, чтобы не давали свои данные, доступ к своим платежным инструментам. Но, к сожалению, время от времени кто-то все равно становится жертвой мошенников.

Другой вид преступлений, где наблюдается рост, — это легализация средств, полученных незаконным путем. Мы получаем информацию от Службы финансовых расследований и, соответственно, начинаем уголовные процессы. Также достаточно часто выходим на такие преступления и сами, расследуя что-то другое. Например, выявили группу, занимавшуюся каким-то видом преступной деятельности (торговля наркотиками, контрабанда и т. д.); понятно, что у членов этой группы имущество — а это зачастую весьма солидное имущество) — нажито преступным путем. Иными словами, они легализовали «грязные» деньги, покупая движимое и недвижимое имущество. Таким образом, мы не только пресекаем преступную деятельность, но и, параллельно, проводим финансовое расследование, по результатам которого конфискуется имущество, нажитое незаконным путем. Считаю, что это правильный и справедливый инструмент: если человек занимается преступными делами и получает от этого материальные блага, это является нелегальным доходом, который, согласно законодательству (статья 195 статья Уголовного закона) подлежит изъятию в пользу государства. Но, разумеется, полиция только расследует и арестовывает, вопрос о конфискации и проч. решает суд.

Отдельно хотелось бы отметить работу полиции по линии борьбы с контрабандой акцизных товаров. Так, в прошлом году нам удалось изъять 30 миллионов сигарет и 156 килограммов табака. Это и в самом деле очень много — целые склады. Несмотря на нехватку кадров, работает и дорожная полиция, осуществляя контроль за порядком на дорогах, пресекая случаи пьянства за рулем, агрессивной езды и проч. Хорошие результаты у криминальной полиции, в компетенцию которой входит раскрытие преступлений… Так что наряду с «антиковидными» мероприятиями мы продолжаем делать нашу повседневную работу. И если говорить о работе полиции в целом, то, на мой взгляд, оценить ее можно положительно.

Без заявления мы бессильны

— Сегодня много говорится о проблеме насилия в семьях…

Полностью статью читайте в латвийской газете «СЕГОДНЯ»

Марина БЛУМЕНТАЛЬ.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий