Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В Нарве состоится панихида по воинам Северо-Западной армии

По благословению Епископа Нарвского и Причудского Лазаря 24 февраля в 9.00 в Нарве на братском захоронении воинов Северо-Западной армии будет отслужена панихида.

Братское захоронение расположено в районе кладбища Сивертси и в нем захоронены от 3500 до 5000 солдат и офицеров Северо-Западной армии, скончавшихся от ран и от тифа в период 1919-1920 г.

22 января исполнился 101 год со дня подписания приказа о расформировании Северо-Западной армия, что означало окончание братоубийственной войны на Северо-Западе России. 2 февраля 1920 года на конференции в городе Тарту главы делегаций Эстонии — Яан Поска и РСФСР — Адольф Иоффе подписали договор, по которому Советская Россия отказалась от каких-либо прав на Эстонию и первой признала Эстонскую Республику.

Тартуским мирным договором были удовлетворены все территориальные требования Эстонской стороны. Одним из основных требований коммунистического правительства было расформирование Северо-Западной армии (Юденича), формирование которой началось в январе 1919 года на территории Эстонии. Фактически расформирование уже бывшей союзнической Северо-Западной армии и стало условием для подписания Тартуского мирного договора российской стороной.

Братское захоронение СЗА восстанавливается на частные пожертвования. В 2006-2007 году на средства москвича Александра Макарова были установлены 6 гранитных плит, на которых высечены 722 фамилии воинов Северо-Западной армии.

Организаторы поминовения воинов Северо-Западной армии Елены Вальме jelena.valme@gmail.com и Александр Фукс.

Напомним, в Эстонии проводится сбор пожертвований на воссоздание Георгиевской часовни, посвященной памяти воинов Северо-Западной армии. Реквизиты для внесения пожертвований на восстановление часовни:
 
Püha Jüri selts
EE631010220289989220
 
Пожертвования собирает НКО Püha Jüri selts («Общество святого Георгия»), специально созданное для содействия восстановлению исторической часовни, построенной по проекту Александра Владовского в 1936 году и разрушенной вместе с кладбищем в 1951 году.
 

На странице Воссоздание часовни на братском кладбище Северо-Западной армии в Копли
продолжается рассказ о тифозных госпиталях, в которых умирали северо-западники, похороненные на братском кладбище СЗА в Копли Эпидемия тифа началась, видимо, в Северо-Западной армии в декабре 1919 г. — вероятно, вследствие антисанитарных условий при отступлении и интернировании в Эстонии. Пик заболеваний был в январе-феврале 1920 г., к маю того же года эпидемию удалось в основном остановить.

В условиях одновременно и интернирования, и расформирования СЗА ее медикам было крайне трудно наладить борьбу с сыпным тифом, а также с его последствием — возвратным тифом. Полковые лазареты и дивизионные госпитали, приспособленные для перевязки и лечения раненых, были малопригодны для борьбы с заразной болезнью, передававшейся в основном вшами и даже при рукопожатии (не было боксов-изоляторов, средств дезинфекции одежды, подходящих лекарств).
Поэтому неудивительно, что именно в первые недели после начала эпидемии смертность от тифа в скученно размещенных частях армии была очень велика (по некоторым оценкам, до 50%).
После ликвидации СЗА (22 января 2020 г.) из-за нарушения управления и снабжения в части армейских госпиталей началась анархия, усугублявшаяся заболеванием тифом большинства врачей и сестер милосердия, а также бегством многих санитаров и рабочих из солдат.
Вот свидетельство коменданта 1-го Ревельского армейского госпиталя, который ознакомился с ситуацией и представил официальный рапорт:
 
В палатах ужасная грязь, в некоторых полы не мылись целыми месяцами. Приспособлений для выноса мусора никаких. Вентиляции нет. Дворы госпиталя полны нечистот, нечистоты также сваливались из отхожих мест на берег моря и никогда не убирались, из-за неисправности водопровода ватерклозеты не действуют, переполнены и замерзли. Большинство больных спали на грязном полу на грязных матрацах, в которых солому не меняли в течение нескольких месяцев. Многие больные не имели даже и тюфяков и спали на голом полу, закрывшись шинелями, и буквально замерзали (были случаи отмораживания конечностей). Паровое отопление не работает.
 
Белье на больных не переменялось в течение нескольких месяцев, его совершенно не хватает даже на половину людей, так как стирка не производится регулярно вследствие отсутствия собственной прачечной и отказа эстонцев принимать в город для стирки белье заразных. Питание совершенно недостаточно, кипяток не всегда бывал в достаточном количестве, так как не было кипятильников и посуды. Котелков, кружек, мисок, ложек не было. В госпитале не было бани, ванн и даже умывальников.
 
Сестер милосердия не было, так как все были больны тифом, а в настоящее время находятся в отпуску по болезни. Санитаров было на 50 больных один. Докторов по числу больных очень мало. Положение больных и раненых офицеров в госпитале было немногим лучше — они находятся в мучительных условиях, многие не имеют чистого белья, некоторые валяются на голом полу, питание плохое и в недостаточном количестве. В некоторых госпиталях положение было лучше, в других — аналогично.
 
В результате переговоров представителей СЗА, Антанты и Эстонской Республики 23 февраля 1920 г. было заключено соглашение, по которому правительство Эстонии получало все имущество СЗА и 50 тыс. фунтов стерлингов от Антанты и после этого брало на себя заботу о больничном лечении больных и раненых воинов СЗА. По соглашению все находившиеся на территории Эстонии русские госпитали, лечившие воинов СЗА и беженцев, с 1 марта 1920 г. поступили в ведение Эстонской Республики. При этом на основе госпиталей и лазаретов СЗА было образовано 11 «русских госпиталей», а из госпиталей, лазаретов и больниц Российского Общества Красного Креста было образовано 6 «госпиталей русского Красного Креста». Почти все госпитали были тифозными, то есть лечили заразных больных тифом.
 
Всего в русских госпиталях было около 8000 плановых мест для больных и раненых, причем первые несколько недель многие госпитали работали с большой перегрузкой.
В Нарве состоится панихида по воинам Северо-Западной армии
Бараки «верхней» колонии рабочего поселка в Копли, в которых располагался госпиталь Красного креста.
Штаты русских госпиталей комплектовались в основном русскими врачами, фармацевтами, фельдшерами, сестрами милосердия, санитарами и рабочими. Коменданты госпиталей назначались от эстонской армии.
В предыдущих публикациях мы рассказали о Русском госпитале № 1, располагавшемся в 13 бараках рабочего поселка т.н. «нижней колонии» Копли, а также о Русском госпитале № 2, который располагался в главном административном здании Русско-Балтийского завода (сейчас там находится Морская академия университета TalTech), а впоследствии был переведен в дома завода Беккера.
 
Русский госпиталь № 4 располагался в основном в помещениях главной конторы завода «Вольта» в том же Коппельском районе Таллина. Имел штатную вместимость 200 больных, специализировался, видимо, на лечении раненых и хирургических больных. Общее число больных к началу марта было около 170 человек. При госпитале находилась команда выздоравливающих численностью около 300 человек, в которую переводились выздоравливавшие из русских госпиталей Таллина. С мая стал обычной больницей, закрыт к сентябрю 1920 г.
 
Госпиталь русского Красного Креста № 3 располагался в Коппельском районе Таллина в четырех бараках т.н. «верхней колонии», а также в домах служащих и строениях судостроительного завода Беккера.
Имел 600 мест, число отделений и палат неизвестно. Являлся крупнейшим госпиталем Красного Креста в Эстонии. Лечил только больных возвратным тифом, в том числе красных военнопленных. Помещения госпиталя были отделены от территорий заводов проволочными заграждениями, у которых позднее разместили часовых. Вне ограды была расположена «санатория» для восстановления сил перенесших тиф сестер милосердия изо всех русских госпиталей Эстонии. Смертность в госпитале была невелика. Был закрыт по излечению большинства больных к 1 июля 1920 г.
 
Сколько же было вообще умерших от эпидемии тифа в госпиталях и не добравшихся до них, скончавшихся прямо на улице? Точные данные отсутствуют. За период с марта по май 1920 года (т.е. после того, как Эстонская республика взяла происходящее под контроль) общее количество умерших во всех русских госпиталях составляет около 700 человек. К сожалению, надежных данных о числе жертв эпидемии за предыдущий период — с декабря 1919 г. по март 1920 г. — не существует. По оценке профессора Юрия Павловича Мальцева, общее число погибших от тифа воинов СЗА и русских беженцев составляет около 8500 человек.
 
 
В статье использованы материалы статьи Ю.П. Мальцева «ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО
В ЭПИДЕМИЮ ТИФА 1919–1920 ГГ. В ЭСТОНИИ».
Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий