Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Танел Кийк: Европа оказалась среди отстающих в гонке за вакциной

Первой в Эстонии вакцину от коронавируса получила врач-резидент Елена Розинко. Автор: Sergei Stepanov/ERR

Европейский союз в конце прошлого года получил минимальное количество вакцины от компании Pfizer, поскольку фирма не смогла в полном объеме выполнить свои договорные обязательства. Министр социальных дел Эстонии Танел Кийк в интервью ERR признал, что в настоящий момент ЕС оказался среди отстающих по объемам поставок вакцины от коронавируса, и вопрос теперь в том, как ликвидировать это отставание в течение 2021 года.

— Дания получила дополнительное количество вакцины — 38 000 доз, Финляндия — около 40 000 доз. Почему Эстония получила всего 9700 доз вакцины?

— С самого начала было известно, что первая партия будет одинаковой, а следующие — пропорционально размеру населения, поскольку для крупных стран эта первая партия вакцины (9700 доз — ред.) слишком маленькая с учетом размера населения. Они действительно получили следующую партию. Теперь каждую неделю [вакцину] начнут получать пропорционально размеру населения. Мы ждем новую партию уже в первые дни этой недели.

— В ближайшие дни должна получить разрешение на продажу вакцина компании Moderna. Есть ли договоренность о том, как она будет распределяться?

— Плана распределения пока нет. По всей вероятности, вакцина Moderna получит разрешение на продажу в начале этой недели. После этого согласуют план ее распределения между государствами-членами. Общая логика всегда была в том, чтобы [распределять] пропорционально размеру населения. Точные потребляемые объемы еще нужно согласовать. Эстония заказала 234 000 доз, т.е. для 117 000 человек. Разумеется, мы хотим получить вакцину как можно быстрее, как и в случае с Pfizer, но вопрос в производственных мощностях и их собственных возможностях поставки.

— О каких примерных темпах поставки мы можем говорить в случае вакцины Moderna?

— В случае Moderna мы говорим о первоначально составленном проекте договора. Когда [Эстония] присоединилась к договору предварительной покупки, то говорилось о том, что [Moderna] сможет поставить в первом квартале 30 000 доз, с учетом размера населения Эстонии. Разумеется, мы рассчитываем, что это число будет больше, но это зависит от того, что компания предложит Европейской комиссии после получения разрешения на продажу. Но мы получим такое количество, которое предусматривается размером населения; здесь нет разного обращения с крупными и малыми государствами.

— Когда Pfizer получила разрешение на продажу, то компания предложила странам согласиться на первом этапе с уменьшенными поставками, поскольку в таком случае последующие поставки можно будет осуществить быстрее и в большем объеме. Эстония не отступилась от своего желания получить уже на первом этапе 40 000 доз. Не из-за этого ли у нас сейчас возникли проблемы?

— Мы действительно хотели получить за один раз месячное количество вакцины. Сейчас мы получаем 10 000 [доз в неделю], и это количество, наверное, немного увеличится. Но мы предпочли бы получить месячное количество вакцины. Тогда было бы проще начать вакцинацию на месте, планировать ее. В результате переговоров государств-членов, производителя и Еврокомиссии предусмотрели, что поставки будут делаться еженедельно. Мое личное предпочтение было иным, и я высказывал его на переговорах.

— Почему Эстония решила оставить половину поступившей вакцины в резерве для второго укола? Значит ли это, что мы не доверяем Pfizer и соблюдению плана распределения вакцины?

— Вопрос в том, что графики поставки сильно менялись: различные объемы, различается то же самое число доз из одной ампулы. Сначала говорили о пяти, теперь о шести дозах. Посмотрим, какая будет договоренность с производителем. Мы должны обеспечить чувство уверенности для людей, которые ждут вторую дозу, что эта вторая доза есть в наличии.

Если мы увидим, что поставки идут, и следующая поставка поступит — по имеющейся информации, она уже отправлена в Эстонию, — то, разумеется, мы сможем начать более широкую вакцинацию, и оставлять в резерве определенную часть, а не 50%. Мы составили по этой теме первоначальную таблицу в Excel, план распределения — сколько можно оставлять на всякий случай в резерве, если какая-нибудь поставка задержится, к примеру, на неделю, но мы, конечно, больше не планируем резервировать 50% всех будущих поставок.

— Некоторые европейские страны озабочены тем, что в Великобритании и Израиле вакцинация идет очень быстрым темпом, и возникли сомнения, соблюдает ли фармацевтическая компания заключенные с ЕС договоры.

— Если мы говорим о Pfizer, то этот договор заключен с четвертого квартала 2020 по третий квартал 2021 года. В течение этих четырех кварталов фирма должна поставить Европе эти объемы. Основной договор на 200 млн доз, из которых доля Эстонии составляет 600 000 доз. Сейчас мы знаем, что в конце 2020 года поступили минимальные объемы, и теперь можно сказать, что определенная задолженность осталась. Мы хотим, чтобы предусмотренные основным договором поставки произошли как можно скорее — не в конце, а в начале периода. В идеале, уже в первом квартале 2021 года.

— То есть Pfizer недопоставила вакцину в Европу, продав ее дороже другим получателям?

— Такой информации у меня нет. Был первоначальный план распределения и договоренности, но поскольку разрешение на продажу было выдано позже, чем в начале рассчитывала Pfizer, то исполнение всего договора соответственно сдвинулось. Сейчас заключена договоренность, что к концу первого квартала будет поставлено примерно 80% вакцины, которая должна была поступить в конце 2020 и в первом квартале 2021 года. Наша цель заключалась бы в 100%, а лучше еще больше.

— В Европе обсуждают, как добиваться более точного исполнения заключенных договоров?

— По этому вопросу очень много дебатов на уровне министров здравоохранения и социальных дел, на уровне лекарственных департаментов. Следует честно признать, что в настоящий момент Европейский союз оказался среди отстающих в гонке за вакциной среди крупных [экономических] блоков, и вопрос теперь в том, как ликвидировать это отставание в 2021 году. Надо также учитывать, что в контексте всего мира темпы вакцинации в Европейском союзе, включая Эстонию, одни из самых быстрых, потому что в большей части мира сейчас нет доступа к вакцине. Нет никаких сомнений в том, что у Эстонии есть доступ к работающей вакцине благодаря членству в ЕС.

— Заходила ли речь о санкциях, чтобы улучшить выполнение договора со стороны Pfizer?

— Если фирма говорит, что у нее проблемы с производством, и первые поставки были меньше того, на что рассчитывали, то это очень сложно исправить санкциями. Цель в том, чтобы производственные мощности увеличились.

Мы знаем, что сейчас идут переговоры о создании нескольких новых производственных единиц в Европе, которые дадут возможность быстрее выполнить как основной договор, так и дополнительные договоры, переговоры о заключении которых сейчас идут.

Редактор:
Андрей Крашевский

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий