Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Региональный локдаун и коммуникационный нокдаун

Леонид Карабешкин. Фото: личный архив За тридцать лет государство так и не нашло коммуникационного подхода к трети своего населения.

Леонид Карабешкин

политический обозреватель

Собравшихся отдохнуть в рождественско-новогодний период на курортах в Нарва-Йыэсуу или Тойла ждало разочарование. Повышенная заболеваемость коронавирусом вынудила правительство объявить локдаун в уезде Ида-Вирумаа. Под раздачу попали заведения общественного питания и гостиницы.

Гораздо хуже местным жителям. Решения правительства приближают социально-экономическую ситуацию в регионе к кризису, а настроение людей становится все более тревожным. Но не могут не тревожить и объяснения, которые даются причастным и совсем не причастными к этому специалисты и общественные деятели.

Не доходит

Руководитель научного совета Ирье Лутсар в очень вежливых тонах сформулировала мысль о том, что причиной повышенного уровня заражения стал тот факт, что до русских на Северо-Востоке долго доходит: «Это очень большой вопрос, как донести эту коммуникацию в том числе до семей с русским родным языком». Впрочем, эта мысль не новая – ее уже озвучивал весной бывший министр и лидер EKRE Март Хельме.

Хотя звучит это странно – за тридцать лет государство так и не нашло коммуникационного подхода к трети своего населения? Зачем тогда Департамент здоровья нанимал дорогостоящих консультантов-пиарщиков? Да вроде и информации на русском языке достаточно. Тем более, как нам рассказал недавно представившийся историком один молодой общественный деятель, русский язык в Эстонии получил де-факто полуофициальный статус, а чиновники вдохновлены возможностью выступить на русскоязычном госканале и поэтому интенсивно изучают могучий и великий.

Впрочем, сколько волка ни корми, он известно куда смотрит. Поэтому многие по-прежнему продолжают считать, что несмотря на обильно предлагаемый отечественный инфопродукт, русскоязычные по-прежнему посматривают российские телеканалы, тем самым злостно уклоняясь от совместной жизни в общем информационном пространстве.

По мнению психоакустика (вероятно, это тоже ученый) из Таллиннского университета Аво-Рейна Терепинга, ковидное диссидентство ида-вирумаасцев было спровоцировано не программой «Время» или одним из ток-шоу Владимира Соловьева, а передачей «Жить здорово!», которую ведет Елена Малышева.

По мнению Терепинга, который считает передачу в целом качественной и доходчивой, доктор Малышева давала частично правдивую информацию, принижая опасность коронавируса и пропагандируя шведскую модель популяционного иммунитета. Тут надо отметить, что несмотря на разнообразные дискуссии, шведский подход не был признан научным сообществом неправильным.

Ирье Лутсар добавляет, что «вопрос не только в языке, культура там тоже немножко другая» и пояснила, что заражения в регионе часто происходили на вечеринках. Получается, что вирусолог установила такую культурологическую особенность русскоязычного населения как чрезмерную для пандемических времен общительность. Не слишком ли умозрительное заключение для ученого?

Удаленка невозможна

Впрочем, это такой взгляд свысока. На местах ситуация виднее. Вот региональный представитель уже упомянутого Департамента здоровья Марье Муузикус возражает ученым, говоря о жителях Северо-Востока: «Все-таки, по-моему, они хорошо информированы». А причина, которая обуславливает повышенную заболеваемость, связана с особенностями занятости в регионе, которая, как правило, не позволяет удаленную работу. По последним данным в Эстонии почти 200 тысяч человек работают удаленно, что составляет около трети всей рабочей силы. Но много ли таких в Ида-Вирумаа?

А ту работу, которая есть, люди очень боятся потерять. Как отмечал Аркадий Попов, который до начала декабря был медицинским руководителем кризисного штаба Департамента здоровья, работники скрывают симптомы и не обращаются своевременно к врачу.

Пресс-секретарь Департамента здоровья Эйки Кингсепп в начале декабря заявила, что основные места заражения связаны не с вечеринками, а школами, кружками и больницами. Дополнительная же нагрузка на систему здравоохранения обусловлена и составом населения, в котором в последние десятилетия резко выросли когорты пожилых жителей.

Сгладить последствия

Анализ декабрьского политического обращения премьер-министра Юри Ратаса в Рийгикогу показывает, что руководство страны адекватно оценивает ситуацию на Северо-Востоке. В частности, Ратас отверг недостаточную информированность жителей региона: «Осведомленность жителей Ида-Вирумаа выше среднего, который в настоящее время считается одним из самых сложных регионов Эстонии».

Также он признал, что падение доходов в силу экономических последствий кризиса в большей степени ощущается на Северо-Востоке, а в третьей части случаев место инфицирования вообще неизвестно. В четверти это происходит в семье, а десятая часть – на работе.

Но чистосердечное признание не отменяет того факта, что действия правительства по сглаживанию экономических последствий кризиса запаздывают. Предпринимательское сообщество региона обращается к руководству через СМИ, а правительственный план поддержки, вероятно, заработает только в январе.

Явная неразбериха творится и в сфере коммуникации. Отвечая на критические вопросы депутатов Рийгикогу, это признал и сам глава правительства.  Даже читатель этой статьи обратит внимание, какое большое количество самых разнообразных специалистов и чиновников комментирует тему коронавируса. И как мы уже убедились, зачастую эти заявления противоречивы.

В последнее время самое большое непонимание вызвало решение о прекращении контактного обучения в школах, ведь буквально накануне этого решения говорилось, что никакой необходимости в этом нет. Руководитель научного совета и сейчас не уверена в эффективности такой меры.

В Эстонии много говорится о неэффективности широкого локдауна в других странах ЕС. Эксперты ВОЗ также обращают внимание на его негативные последствия как для экономики, так и системы здравоохранения. По словам нашего премьер-министра, от таких действий будет лишь временный эффект, а после их прекращения можно ждать третьей волны. Возможно, региональный локдаун в Ида-Вирумаа является необходимой жертвой, чтобы избежать ужесточения общенациональных ограничений.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий