Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Взять разгон!» поможет молодым людям обрести цель в жизни

Иллюстративное фото.
CC0 Creative Commons

«Часто получается, что мы оказываемся вообще первыми, кто выслушивает молодого человека», – говорит руководитель программы помощи молодежи в работе или учебе «Взять разгон!» ("Hoog sisse") Кристьян Круус. Коронавирус внес в жизнь молодежи много тревоги, стресса, депрессии.

Ынне Пухк

17-летний Райн (имя изменено) жил с отцом в двухкомнатной квартире. Отец днем уходил на работу – от работал на стройке, а когда вечером возвращался, то с сумкой, набитой алкоголем. Включал телевизор, бросался на диван и откупоривал первую бутылку. Комната наполнялась амбре табака и алкоголя. Пьяный отец часто засыпал на диване, не проявляя никакого интереса к сыну и тому, как идут у него дела. Зато работникам службы защиты детей он утверждал, что только и дел у него, что забота о сыне. Эмоциональной поддержкой отец служить не мог, потому что и сам со своими делами оказался в тупике, пишет Pealinn. 

Словом, жизнь была совсем не такой, как в те времена, когда родители еще жили вместе. Тогда дом был в порядке, еды хватало, в школе все было хорошо. Райн занимался народными танцами, учился играть на гитаре и ходил плавать. Под гору все покатилось после развода отца с матерью. В 9-м классе Райн стал часто пропускать уроки и так и не окончил основную школу. Несмотря на это, он стал активно искать работу, и ему удалось стать подносчиком завтрака в имеющем хорошую репутацию таллинском отеле. Все шло хорошо. Парень стал уже привыкать и к тому, что надо было рано вставать, чтобы успеть на работу. Но тут он нечаянно уронил чашку кофе на клиентку, женщина устроила страшный скандал, и Райна уволили. Он пытался найти другую работу, но 17-летнему не имеющему образования юноше это не так легко.

В школу и на работу – в другой город

Таким молодым людям, которые и не учатся, и не работают, помогает программа «Взять разгон!». По состоянию на 28 октября в Таллинне были 4300 молодых людей, не учившихся и не работавших. Как выявляются те, кто нуждаются в помощи?

«Мы получаем контактные данные учащейся и неучащейся молодежи Таллинна через приложения к базе данных социальных пособий, – пояснил руководитель проекта Кристьян Круус. – В лучшем случае, контакт удается установить с каждым десятым. Одно дело, хочет ли он помощи, а другое, истинны ли контакты. Другая часть молодых людей выходит на нас через районные управы – именно те, кто учится, но у которых с этим не все гладко. С ними надо обсудить, достаточно ли у них мотивации для продолжения учебы, или надо подыскивать место работы. Кроме того, молодые люди сами или их родители могут обратиться к нам за помощью».

Райну возможность поучаствовать в программе предложил работник службы защиты детей. Парень чувствовал, что ему нужна поддержка, никакого отторжения по отношению к программе у него не было, но и больших ожиданий он тоже не испытывал. Однако он работнику службы доверял. Ему поначалу вообще было надо, чтобы хоть кто-то его выслушал.

Круус рассказал, что молодые люди, на самом деле, благодарны уже за то, как с ними обходятся в рамках программы: «Зачастую мы оказываемся вообще первыми, кто их выслушивает, не указывая при этом, что надо делать то-то и идти туда-то. Мы просто советуем, что они могли бы сделать. Молодой человек должен сам решать, что он реально будет делать. Мы можем предложить ему возможности, о которых он сам из-за ограниченности своего жизненного опыта не подозревает. И 80% тех, с кем мы выходим на контакт, поступают на работу или в школу».

Жизнь с отцом стала для Райна совершенно невыносимой. Парень просто устал видеть каждый день пьяного отца, грязную квартиру, испытывать повседневную нехватку денег.  Вместе с работником службы защиты детей они пришли к мысли, что Райн мог бы сменить обстановку и поступить учиться в каком-нибудь маленьком эстонском городке. Поскольку и девушка Райна жила в маленьком городке, а он туда постоянно ездил, созрело решение переехать именно в этот город.  Помимо всего, девушка и ее семья хотели поддержать юношу. «С помощью программы «Взять разгон!» удалось выяснить, какие шаги следует предпринять, чтобы приступить к учебе в маленьком городе, и как найти место в молодежном хостеле. С помощью работника службы защиты детей обрел Райн и работу.

Райн своим выбором очень доволен. В школе у него поначалу было все хорошо, но потом стали возникать проблемы, поскольку на работе надо было часто заменять других. И он не успевал сделать все, что требовалось для школы. Он считает, что работать и учиться одновременно – дело очень не легкое. И теперь, уже некоторое время живя совершенно другой жизнью, не понимает, как он раньше в тех условиях вообще это выдерживал. Райн хочет в нынешнем учебном году окончить основную школу и поступить в гимназию.

Парни в общении более беспомощны

Как «Взять разгон!» помогает молодежи?

«Мы ободряем, вместе размышляем, даем информацию и помогает отыскать путь к специалистам, а также выбрать подходящее учебное заведение, – рассказывает Яна Эхасоо – лидер программы в Пирита и Кесклинна. – Мы даем информацию, например, и о том, какие услуги оказывают Касса страхования от безработицы и Департамент социального обеспечения. Мы ведь непосредственно им работу не ищем, мы помогаем им просто связаться с теми, кто предлагает работу, побуждаем думать о себе позитивнее и шире. Молодежь подчас не умеет разглядеть свои сильные стороны».

Если дома есть мать, которая заботится, готовит еду, стирает одежду и дает деньги на карманные расходы, то у молодых людей нет мотивации искать работу. И тут надо родителям напомнить, что их роль, когда дети вырастут, выдворить их из гнезда, пусть ласково, но решительно, считает Эхасоо. В противном случае не приходится удивляться, что 30-летний ребенок живет, все еще держась за мамину ручку, и не собирается никуда отделяться. А когда время для этого настает и проходит безрезультатно, то потом уже покинуть эту зону удобств гораздо труднее.

Эхасоо добавляет, что, хотя трудно утверждать, что среди молодежи, которая не работает и не учится, больше мальчиков, чем девочек, мальчики больше нуждаются в помощи. «Больше такого рода случаев именно с парнями, девочки зачастую более энергичны и ищут возможность обрести самостоятельность активнее, но правилом это назвать нельзя, – подчеркивает она. – Юноши в общении порой не столь умелы и требуют в этом отношении больше помощи».

Часто поискам работы мешает и то, что молодые люди не осмеливаются общаться с глазу на глаз и даже общение по телефону их пугает. «Поэтому они не осмеливаются звонить на предприятия и активно предлагать себя, что могло бы стать хорошей возможностью и способом раскрыть сильные стороны своей личности, – говорит Эхасоо. – Ничего не поделаешь, каким бы умелым ты ни был в чате, искренняя улыбка и прямой взгляд – вот то, что на самом деле может помочь».

Коронакризис нанес новый удар

Уже во время предыдущего экономического кризиса было видно, что стесненные экономические обстоятельства сильнее всего сказываются на молодежи. Так произошло и во время нынешнего коронавирусного кризиса – не имеющие опыта молодые люди практически не в состоянии вставить ногу так на рынке труда, чтобы его дверь перед ними невозможно было закрыть. Из-за обучения на дому из школы отсеивались те, у кого отмечались проблемы с концентрацией или с поведением, нуждавшиеся поэтому в помощи учителя. «Во времена коронавируса проблема молодежи значительно усложнилась – тем, кому не исполнилось 18, очень трудно найти работу, – поясняет Круус. – Просто для них нет рабочих мест! Если говорить даже о простых рабочих, то сейчас по 400 претендентов на место, и никто не возьмет на работу не имеющего опыта 18-летнего человека».

Здесь не поможет «Волт», который нанимает на работу 16-летних, потому что для работы там нужно заиметь предпринимательский счет «LHV». «Молодой человек не может автоматически получить социальную и медицинскую страховку, там есть свои фокусы, – замечает Круус. – Кроме того, мы ведь посредничеством при поисках работы в прямом смысле не занимаемся, мы лишь помогает молодым людям обдумать, что можно сделать». А Эхасоо добавляет: «У работодателей сейчас заявлений с автобиографиями горы, а потому у них есть возможность выбора. И совершенно понятно, что предпочтение отдается людям с опытом. А в нынешних условиях даже опытным найти работу нелегко».

Эхасоо подчеркивает, что молодежь сейчас очень озабочена, возбуждена, изобилуют стрессовые состояния и депрессивные мысли: «Именно теперь, осенью, пополнились ряды той части молодежи, которой приходится нелегко. Поскольку многие страдают отклонениями в поведении, испытывают трудности с концентрацией, то именно они не выдерживают – это одна из самых болевых точек нынешней осени. Заочное обучение совершенно очевидно не под силу детям с расстройствами внимания и активности. Но таких детей у нас много, причем далеко не у всех этот диагноз зафиксирован. В нашей программе участвуют молодые люди с самым разным фоном, да и в части возраста – 16-летний и 26-летний – это небо и земля, мир их мысли совершенно различен».

В программе участвовал, к примеру, 25-летний парень, который был не в ладах с законом и отбывал за это наказание. Теперь он хотел получить легальную работу, чтобы продвигаться в жизни. Но была и 16-летняя девушка, т.н. девочка с доски почета, сплошная отличница в учебе, но у которой были проблемы с посещением школы из-за возбудимости и неполадок с питанием. «Обычно в нашей программе все же просто молодые люди, которые запутались или не уверены в себе, не знают, как и в каком направлении двигаться дальше по жизни», – говорит Эхасоо.

Число молодых безработных возросло более чем на 60%

• В Таллинне по состоянию на 28 октября были 4300 не учащихся и не работающих молодых людей в возрасте от 15 до 26 лет. Больше всего их было в Ласнамяэ (1403), затем в Мустамяэ и Кесклинна (соответственно 704 и 683).

• С февраля число молодых безработных увеличилось более чем на 60%, в других возрастных группах рост не столь велик. Чрезвычайное положение затронуло как раз те сферы, где работает много молодежи. Работы нет, например, у теллеров, поваров, строителей, официантов, продавцов-кассиров и подсобных рабочих.

Кто может помочь молодому человеку?

• Для регистрации на консультацию в рамках операции «Взять разгон» выйти на контакт по адресу: hoogsisse@tallinnlv.ee. Для молодежи услуга пользователю бесплатна.

•  Опорная система молодежной гарантии поддерживает молодежь, которая не учится и не работает, при возвращении в школу или поступлении на работу. См. www.tooelu.ee/ngts

•  Пошаговая программа помогает вернуться к учебе или работу молодым людям, совершившим правонарушение. См. www.step.ee

• «Молодежная опора» помогает молодым людям найти решение при организации дальнейшей трудовой жизни  или учебы. См.  www.tugila.ee

• Дневной центр Таллинского семейного центра открыт для детей и молодежи каждый рабочий день с 12 до 17 часов. Дополнительная информация  об услугах и возможностях по тел. 655 6096 или электронному адресу: triinu.sink@pk.ee

• Телефон доверия «Заботы ребенка» для детей и подростков 646 0770 с понедельника по пятиицу с 10 до 18 часов.

• Телефон доверия для молодежи 646 6666 с четверга по субботу с 19 до 22 часов.

• В Таллинне действуют десять молодежных центров, информация по адресу, здесь. 

• Мобильные молодежные работники в Таллинне по адресу, здесь. • Телефон помощи детям 116 111, сайт помощи: www.lasteabi.ee

• Молодежный центр «Пеаази.ее» (Peaasi.ee). Молодежь в возрасте 16-26 лет может прийти на бесплатную консультацию по проблемам психического здоровья. Консультации при желании устраиваются и в виде видеомоста, обращаться может молодежь со всей Эстонии. Информация по адресу: www.peaasi.ee

* Деятельность финансируется по утвержденной министром образования и науки и осуществляемой Департаментом образования и молодежи и софинансируемой Европейским социальным фондом программе «Вовлечение молодежи с риском отторжения и улучшение готовности молодежи к занятости на рынке труда».

Биргит попала в качестве трудовой тени в стоматологическую лабораторию и стала учиться любимой профессии

Несмотря на слабое знание математики, начинает исполняться стремление девушки стать зубным техником. С помощью «Взять разгон!» выяснилось, что важнее расчетов при этой профессии художественный настрой, и девушка попала в стоматологическую лабораторию в качестве трудовой тени.

Биргит 19 лет, она окончила гимназию и затем провела год в поисках приключений за границей. В программу «Взять разгон!» Биргит попала благодаря письму, присланному ей через Регистр данных о социальных услугах и пособиях (РДСПУ), на которое она ответила и заполнила анкету.  После этого ей позвонил молодежный работник программы и пригласил встретиться. Поскольку по телефону общение с работником показалось ободряющим, Биргит решила прийти и посмотреть, «что предлагается».

На встрече молодежный работник спросил, о чем Биргит думает, какие мысли у нее, чтобы можно было вместе их обсудить и посмотреть, что возможно, а что нет. Биргит хотела выучиться на зубного техника, но она сомневалась, достаточно ли она хороша для того, чтобы поступить в училище – с математикой у нее на выпускном экзамене были проблемы, и Биргит была не уверена, что пройдет по конкурсу. Вместе с молодежным работником они посмотрели, каковы в этом учебном заведении требования при поступлении на специальность зубного техника.

Выяснилось, что оценки вовсе и не имеют такого большого значения, важнее умение работать руками и художественный настрой. На вступительных испытаниях нужно смоделировать зуб, и результаты этого эксперимента важнее оценки по математике. И то, и другое были всегда сильными сторонами Биргит. Для того, чтобы обрести большую уверенность, девушка получила возможность пойти в стоматологическую лабораторию трудовой тенью. Это позволило поближе познакомиться с работой. Поскольку через работника программы «Взять разгон!» попасть в трудовые тени было гораздо легче – после коронакризиса не так легко было после звонка по телефону стать трудовой тенью в медицинском учреждении – молодежный работник позвонил сам, рассказал о какой программе и каком учреждении речь, и Биргит получила возможность.

Школьные испытания Биргит еще не прошла, но велика вероятность, что, благодаря хорошей подготовке она в училище поступит. Без участия в программе у Биргит могло не хватить уверенности в себе и смелости попробовать поступить в училище, а потом бы ее мучила навязчивая мысль: ну, почему она все же не попробовала.

Биргит радует, что ее заметили. Недавно она поступила в желаемое училище и очень довольна своим выбором.

ПОХОЖЕЕ ПО ТЕМЕ

За сутки – 579 новых случая COVID-19, четыре смерти
Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий