Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Язык обучения: русских детей снова пытались лишить выбора

Иллюстративное фото. CC0 Creative Commons

Партия реформ в очередной раз предприняла попытку полностью ликвидировать обучение на русском языке в школах и детских садах Эстонии.

«Столица»

info@stolitsa.ee

Голосование по инициированному парламентской фракцией Партии реформ законопроекту, предусматривающему полный переход на эстонский язык обучения в дошкольных учреждениях к 2024, а в школах – к 2030 году, состоялось в Рийгикогу 7 декабря.

Эта попытка на правительственном уровне упразднить образование на русском языке стала для Партии реформ уже четвертой – подобные законопроекты реформисты пытались провести через парламент в 2018 и 2019 году.

На сей раз законопроект поддержали 36, против проголосовали 43 депутата.

В пояснительной записке необходимость в полном переводе всех школ и детских садов на эстонский язык обучения традиционно обосновывается интересами русскоязычных детей. А именно, тем, что обучение на государственном языке будет способствовать повышению качества образования и дальнейшей конкурентоспособности ребят.

О том, как именно обучение на неродном языке при острой нехватке учителей и отсутствии необходимых методик повысит качество образования детей, а также о том, как в принципе в названных условиях возможно осуществить полный переход на эстоноязычное обучение, авторы законопроекта, по еще одной уже сложившейся традиции, ничего не сообщают, отмечая лишь, что в случае, если идея получит поддержку, решать эту задачу придется правительству.

Зато у авторов идеи нет никаких сомнений в том, что сами русскоязычные жители страны чуть ли не единогласно ее поддерживают.

Представляя законопроект на заседании Рийгикогу, член парламентской фракции Партии реформ Сигне Киви несколько раз повторила мысль о том, что очень многие родители-неэстонцы хотят отдать своих детей в школы и детсады с эстонским языком обучения, но, к сожалению, часто не имеют такой возможности. Ссылаясь на 37-й параграф Конституции ЭР, Киви подчеркнула, что каждый житель Эстонии имеет право на получение образования на эстонском языке.

Право, а не обязанность

В ответ на это член фракции Центристской партии Оудекки Лооне указала на то, что право не означает обязанность. Лооне напомнила, что и сейчас русскоязычные родители при желании могут отдать ребенка в детский сад или школу с эстонским языком обучения, и многие так и поступают.

«Но до тех пор, пока у нас есть русские семьи, которые хотят, чтобы их дети получали образование на родном языке, мы должны обеспечить им эту возможность», – считает парламентарий.

Лооне подчеркнула, что всем жителям страны, разумеется, следует владеть эстонским языком, однако то, каким образом ему следует обучать, должны решать не политики, а специалисты в сфере педагогики.

Примечательно, что самые острые вопросы из зала и самую едкую критику законопроекта Сигне Киви получила не от членов фракции Центристской партии, которые проголосовали против перевода школ и детсадов на эстонский язык обучения, а от членов парламентской фракции EKRE. Правда, их критика была вызвана отнюдь не заботой о русских детях.

Так, Пауль Пуустусмаа скептически поинтересовался у докладчицы, каким именно образом правительство должно было бы выполнить требования, изложенные в законопроекте. Рихо Брейвель озвучил опасение, что эстоноязычные родители будут забирать детей из эстонских школ, если в тех будет учиться слишком много неэстонцев. Похожую мысль высказал и Март Хельме, отметив, что в регионах, в которых проживает большое количество русскоязычных, создать единые эстонские школы просто-напросто невозможно, а попытка сделать это приведет к тому, что те немногие эстонцы, которые там еще остались, уедут.

Суть или дрязги?

Учитывая то, что и Партия реформ, и EKRE совершенно очевидно выступают за ликвидацию русскоязычного образования в Эстонии, и при этом члены EKRE чуть ли не яростнее всех критикуют соответствующее предложение реформистов, невольно возникает вопрос: что важнее для политиков этих партий – суть вопроса или политическая борьба?

Законопроекты об упразднении образования на русском языке политики оппозиционных партий пытались провести не только в Рийгикогу, но и в Таллиннском горсобрании. Направляя такое предложение, оппозиция сама понимает, что поддержки оно не найдет. При этом обсуждение занимает много времени и ресурсов, которые можно было бы потратить на решение более насущных проблем. К тому же, разъяснением того, как именно реализовать выдвинутое предложение, его авторы себя, как правило, не утруждают.

«Политики, которые выходят с подобными заявлениями, не понимают сути вопроса и не разбираются в сфере, в которой предлагают изменения. Но, скорее всего, содержание их и не волнует, потому что названный законопроект и объяснение этого законопроекта состоят из уже набившей оскомину риторики», – отметил мэр Таллинна Михаил Кылварт.

Примечательно, что на сей раз предложение реформистов ликвидировать русскоязычное образование поддержали и несколько – чуть менее половины – членов парламентской фракции Социал-демократической партии.

Узнать причину, по которой некоторые социал-демократы проголосовали за полный перевод обучения на эстонский язык, «Столице» не удалось: Хельмен Кютт сначала пообещала прокомментировать свое решение, а затем отказалась, сославшись на нехватку времени, а Ивари Падар попросил прислать ему вопросы по электронной почте, но оставил без ответа два отправленных ему письма.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий