Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

На праздники в отелях и ресторанах будет пустовато

Маарика Хонконен.
Фото: из личного архива

О том, как туристическая отрасль переживает кризис, вызванный пандемией, рассказывает исполнительный директор Союза отелей и ресторанов Маарика Хонконен.

Борис Тух

Эстонский союз отелей и ресторанов объединяет около 200 предприятий и заведений, которые принадлежат к 4 группам: гостиницы, рестораны, училища, в которых преподают кулинарное искусство и гостиничный сервис, и предприятия, продающие технологию и оборудование для гостиниц и ресторанов.

— Какой экономический ущерб нанес COVID-19 отелям и ресторанам Эстонии?

— При первой волне коронавируса, в марте, когда закрылись границы, транспортное сообщение и было введено чрезвычайное положение, гостиницы и рестораны, особенно таллиннские, понесли большие убытки. С 15 июня, когда Германия открыла свои границы и вся Европа стала более подвижной, обозначился некоторый экономический прирост. Но уже с сентября стало ясно, что нас ожидает очень трудная осень.

На сегодняшний день мы, по сравнению с нормальной ситуацией потеряли общим числом не менее 50-60% иностранных туристов; около 30% сотрудников гостиниц и ресторанов сокращено. Не менее 15% временно закрылись. Крупные гостиницы City Tallinnk, Nordic Forum и Radisson закрылись на ремонт или реконструкцию, около десятка просто прекратили работу то ли до весны, то ли в лучшем случае до Нового года, а отдельные закрылись, вероятно, навсегда.

К сожалению, Рождество и Новый год не обещают нам привычного потока гостей. Праздники будут тихими. Раньше россияне спасали наш январь: после Рождества и Нового года приезжих из Европы становилось меньше, но их сменяли россияне, приезжавшие отдыхать к православному Рождеству. А затем в феврале молодежь приезжала на студенческие каникулы. Сейчас мы всего этого будем лишены.

— Какой-то способ облегчить положение имеется?

— С учетом того, что во время школьных и студенческих каникул растут и поездки внутри страны, мы предложили министерству образования по примеру Финляндии ввести разные сроки каникул в разных регионах. Скажем, сначала недельные каникулы для учебных заведений юга Эстонии, на следующей неделе для Таллинна и других северных регионов. Чтобы избежать слишком большого одновременного притока клиентов. Сбалансировать рост спроса в течение двух-трех недель, а не одной.

— Многие гостиницы снизили цены и принимают местных клиентов, которые хотят пожить в комфорте.

— Возможно, это недолгосрочный бизнес, но он позволяет как-то прожить в трудное время.

— Отели и рестораны, временно закрытые, вынуждены сокращать персонал?

— Большой поток высококвалифицированных сотрудников нашего сектора уходит в торговлю. Хорошие менеджеры, IT-специалисты и представители некоторых других профессий востребованы и там, т.к. меняется сама структура торговли, все больше людей делают покупки через интернет. С одной стороны, мы рады, что хорошие работники находят место под солнцем. А с другой – тревожимся за будущее нашей сферы: ведь когда-нибудь пандемия пойдет на убыль, на нашу работу вырастет спрос, как тогда быть с персоналом?

— То есть вы предвидите в обозримом будущем если не возвращение к прежнему уровню, то хотя бы подъем?

— Да, и конкуренция тут же возрастет: не только наши предприятия, но и финские, литовские, латвийские начнут сражаться за каждого клиента. Неясно, как именно изменится ситуация. Потянутся ли клиенты поначалу тонким ручейком, или спрос на наши услуги скачкообразно возрастет? Разрабатываются сценарии на разные варианты: резкое увеличение спроса, постепенное или рост спроса в отдельных сегментах.

Минувшим летом Эстонию буквально наводнили индивидуальные туристы из Латвии и Литвы, приезжавшие на своих машинах – никогда раньше эта категория не была такой многочисленной. Да и на улицах Риги и Вильнюса часто слышалась эстонская речь: благодаря т.н. «балтийскому пузырю» (“bubble”) поездки друг к другу пользовались спросом, т.к. ситуация с COVID-19 у нас была благополучнее, чем в остальной Европе. Да и сегодня, хотя заболеваемость возросла, Эстония и Латвия все еще остаются в «желтой зоне».

— Оптимизм сохраняется?

— Скажу осторожнее: сохраняется надежда. Ведь в течение 30 лет наша индустрия неуклонно расширялась. И спрос был. И качество нашей ресторанной культуры на очень хорошем счету в Европе. Но дожить до апреля-мая – вот в чем вопрос!

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий