Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«В итоге»: об отставке Марта Хельме и предстоящих выборах

Виталий Белобровцев.
Скриншот/видео

В новой части проекта «В итоге» медиаэксперт Виталий Белобровцев рассуждает об отставке Марта Хельме, вотуме недоверия, предстоящих выборах и смене власти в Нарве.

Привет!

Если бы не было Марта Хельме, наша политическая жизнь напоминала бы «Приключения Буратино», но без Карабаса Барабаса. На неделе партия EKRE пожертвовала министром всех наших внутренних дел Мартом Хельме, чтобы остаться в правительстве.

Ухожу, но не совсем

При этом пару недель тому назад председатель экреистов Мартин Хельме говорил, что ни за какие коврижки не позволит папе покинуть министерское кресло. Злые языки говорили, что нечасто видели в нем папу, чем-то он еще занимался. На что Март ответил в интервью газете Õhtuleht, дескать, окститесь, люди рыдали, когда я уходил из министерства.

А наше политическое болото стало немедленно строить прогнозы: куда же нацелился неугомонный экреист номер два? Кто-то даже предлагал ставки на то, что Март пойдет в президенты; нет, отвечали другие, он возглавит парламент и выдвинет в президенты его нынешнего председателя Пыллуааса.

Про президента нынешнего и будущего мы еще поговорим, а пока отставной козы барабанщик старший Хельме продолжает расставлять фигуры игроков на политическом поле. Нет, говорит, в президенты я не пойду, а работа спикера Рийгикогу – сплошное занудство.

Но Хельме не был бы самим собой, уйди он из министерства по-тихому. На вопрос журналиста, знакомо ли ему выражение «полезные идиоты», бывший министр с удовольствием отметил, что поистине полезным идиотом выступает руководитель одной из оппозиционных партий.

Тут он прозрачно намекнул на новоизбранную председателку партии Реформ Каю Каллас. Реформисты на неделе планировали выразить недоверие (это их любимая забава в Рийгикогу) Марту Хельме, но тот опередил их и под давлением товарищей по коалиции сам подал в отставку. И что делает начальник реформистов: в заявлении о вотуме недоверия к имени Март добавляет буквочки «ин» и новый вотум на следующего экреиста передает начальнику Рийгикогу.

Какая боль? Пять ноль!

Надо заметить, что эти игры в политической песочнице надоели и социал-демократу Евгению Осиновскому, да еще и настолько, что он публично обвинил товарищей по оппозиции в несерьезном поведении. Я говорит, полагаю, что общество ждет более качественного руководства от реформистов. Поэтому он не подписал заявление о скоропостижном вотуме очередному экреисту. Таким образом, под водительством реформистов в Рийгикогу уже были объявлены пяток вотумов, и оппозиция проигрывает в этом в ею же затеянном соревновании со счетом 0 : 5. Кая Каллас, по-видимому, не знакома с одним из лучших афоризмов Эйнштейна: «Безумие – делать одно и то же и каждый раз ждать иного результата».

Но реформисты своим руководством очень довольны, и, когда на исходе недели избирали нового председателя, им снова стала старая председатель Кая Каллас. Она сразу же заявила, что следующее правительство сформирует именно партия Реформ. Кроме нее, правительство будет создавать Isamaa, так говорит начальник объединения «Правые» этой партии. Вероятно, он предполагает, что отечественные правые выльются из «Отечества» и вольются в Реформу. Иначе им к правительству не подобраться.

Ну и понятно, Кая Каллас подтвердила наше предположение о том, что с Керсти Кальюлайд – всё. На второй срок она претендовать не будет. Хотя, точнее сказать, не подтвердила, а проговорилась. Мы, говорит, не будем выставлять своего кандидата в президенты. Но попробуем найти такого, которого поддержат и другие политические силы. А если реформисты не выдвинут Кальюлайд, то больше сделать это будет некому. Разве что социал-демократы захотят бесплатно попиариться.

И как тут не вспомнить умение Каи переобуваться в прыжке: два месяца назад она заявила национальному телерадиовещанию буквально следующее: «Мы обязательно выдвинем своего кандидата в президенты». А дальше надо процитировать ее слова в изложении портала rus.err.ee: «Президент должен стоять за Эстонию, иметь хребет». Теперь реформисты поняли, что с хребтом проблемы и что за Эстонию не стоит, поэтому «обязательно» превратилось в опционально.

«Отечество» в безопасности

Ближайшие выборы, которые предстоят нам ранней осенью или поздним летом (зависит от небесной канцелярии), – это представление с выборами президента Эстонии с неизвестным количеством актов. И режиссеры с актерами уже начали репетировать предстоящий скандал без мордобития. Тот же Хельме пообещал выдвинуть на роль первого лица страны от партии EKRE Хенна Пыллуааса. При этом считается, что правящая коалиция должна согласовать сначала, от какой партии кандидата она поддержит, а потом и персону от этой партии.

Раньше обозреватели сходились во мнении, что этот пост отдадут партии Isamaa. А уже партия назначит своего человека в Кадриорг. И обсуждались за кулисами две кандидатуры двух отечественных министров: Юри Луйка и Урмаса Рейнсалу. Но экреисты пока не согласны поддерживать Луйка, а значит, возрастают шансы министра внешних сношений Рейнсалу.

Чья же Нарва?

Тем временем в славном городе Нарва тот же тактический ход с вотумом недоверия разыграли центристы и фракция Катри Райк «Наша Нарва». Центристов выперли из власти в этом городе в связи с преследованием прежних представителей местной власти в 2018 году. Тогда Юри Ратас потребовал, чтобы попавшие под подозрение местные деятели сдали свои мандаты. А они сдали не депутатские мандаты, а партийные билеты и захватили власть в городе. Теперь там произошел очередной переворот, который интересен тем, что в Нарве образован союз центристов и как бы социал-демократов. А их видный представитель Катри Райк добилась своего. Я, говорит, всегда мечтала стать мэром (или сейчас надо политкорректно говорить мэркой?) Нарвы.

При этом она готова отказаться от теплого места в Рийгикогу, чтобы заняться проблемами города, в котором много лет руководила Нарвским колледжем и добилась строительства для него нового современного здания. Пока она не собирается выходить из социал-демократической партии, но понимает, что придется тесно сотрудничать с центристами. Более того, в газете Eesti Päevaleht она заявила, что «сообразила» на троих с Ратасом и Осиновским: вместе построили в Нарве бассейн, о котором так мечтал город. И она уже беседовала с председателем центристов Ратасом и считает, что они понимают друг друга.

Надо заметить, что эти события пока не комментировал председатель соцдемов Саар. Ему сейчас явно не до веселья, ведь недавно еще одна бывшая социал-демократка Урве Пало вышла из социал-демократической партии и ее фракции в Виймси.

В ситуации, когда еще и Евгений Осиновский открыто критикует лидера оппозиции, волей-неволей начнешь думать, что социал-демократы могут недосчитаться еще кого-то из известных политиков. А тут еще и Eesti 200 прибавила процент-другой в опросах общественного мнения.

Лапша из муки высшего сорта

Эта новая партия прекрасно понимает, что чем больше говоришь, чем громче заявляешь о планах громадье, тем хуже народ понимает, что ему вешают на уши. Вот в Кохтла-Ярве есть замечательный активист, который требует всего-то ничего. Правительство, мол, должно найти современные решения, основанные на передовых знаниях о ценности горючего сланца. И зачем нужны решения, основанные на знаниях? Чтобы производить продукт с высокой добавленной стоимостью для мирового рынка. И «эти решения (!) должны быть экологически чистыми и содержать природу, воздух и воду в чистоте».

Тут ведь главное не смысл, а набор громких слов. Но и это еще не все. «Это не что-то утопическое, это просто нужно решить». Какие же все-таки нерешительные люди сидят в правительстве, стыдно за этих бездельников.

Я одного не понимаю: чего это передовой отряд Eesti 200 так мелочится в Ида-Вирумаа. Делать – так по-большому, сказали бы, что задача правительства – найти вечный двигатель: это не что-то утопическое, это же ж нужно просто решить.

А тем временем стало ясно, что жизнь парламентария нашего – это совсем не трескать амброзию и запивать нектаром. На неделе из Рийгикогу ушел Урмас Эспенберг, который попал туда на место Марта Хельме, когда тот стал министром. Теперь Хельме вернулся в парламент, а Эспенбергу пришлось уйти. И чтобы он не сильно тосковал по парламентскому креслу, ему выдали выходное пособие в размере каких-то жалких 26 тысяч евро.

Но вот на место Хельме идет депутат Ланеман, а его кресло в Рийгикогу должен занять, точнее, может занять все тот же бедолага Эспенберг. Но если он вернется на Тоомпеа, госканцелярия попробует попросить его вернуть выходное пособие.

Хотя по закону он имеет право не расставаться с этими денюжками. И как теперь быть? А вы говорите, жизнь депутата – кататься как сыр в масле.

Пока.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий