Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Мюллер рассказал, когда банки ощутят реальное влияние кризиса

Мадис Мюллер.
Фото: Матс Ыун

Реальное влияние вызванного пандемией кризиса банки в Эстонии могут ощутить спустя длительное время, вплоть до середины следующего года, считает президент Банка Эстонии Мадис Мюллер. Вместе с тем, отмечает он, финансовое положение банков в Эстонии достаточно крепкое, пишет BNS.

В свежем обзоре финансовой стабильности центробанк отмечает, что крупные запасы капиталов и прибыльность позволяют банковскому сектору в Эстонии в период кризиса успешно справляться с возникающими убытками по кредитам, а также сохранять дееспособность услуги кредитования предприятий и домохозяйств.

«Банковский сектор вступил в период кризиса сильным и в течение кризиса предоставлял своим клиентам платежные отпуска и продолжил кредитование, — отметил Мюллер в обзоре. — Если коронакризис усугубится в ближайшее время, то у банков при необходимости сохранится возможность продолжить предоставление платежных отпусков».

Благодаря быстрому росту сбережений и взятым у центробанка кредитам ликвидности, объем ликвидных средств у банков в Эстонии оказался крупнейшим за последние годы. До сего времени уровень просроченных кредитов был на достаточно низком уровне, однако, как показывает опыт ранее пережитых кризисов, проблемы с выплатой кредитов проявляются с задержкой по времени от полугода до года, отметил Банк Эстонии.

Если в Эстонии реализуется негативный сценарий, представленный Банком Эстонии в экономическом прогнозе в сентябре, то доля просроченных банковских кредитов может увеличиться с нынешних 0,6% до 5%. До сего времени трудностей с выплатой кредитов удавалось избежать в силу того, что у предприятий и домохозяйств сохраняется сравнительно хороший запас денег, и что банки продолжают предоставлять платежные отпуска, а государство поддерживало предприятия дотацией на выплату зарплат.

Как отмечается в представленном Банком Эстонии обзоре финансовой стабильности, риски, в следующем году угрожающие дееспособности финансового сектора Эстонии, остаются достаточно большими. Больнее всего коронакризис ударил по предприятиям гостиничного сектора, ресторанного бизнеса, турфирмам и развлекательным предприятиям. Вместе с тем, доля этих предприятий в кредитном портфеле банков невелика.

Однако если кризис усугубится, проблемы могут начаться и у секторов недвижимости и промышленности, в этом случае у банков могут начаться серьезные проблемы с возвращением кредитов. В то же время, покрыть эти потери на первых порах банкам удастся за счет сильного буфера капиталов и высокой прибыльности банковского сектора.

Способность домохозяйств погашать кредиты в значительной мере зависит от того, как будет повышаться уровень безработицы. Больше всего пострадавшие от кризиса сферы деятельности являются крупнейшими работодателями, на их предприятиях трудится почти четверть всех трудоустроенных жителей Эстонии.

По оценке Банка Эстонии, больших убытков по кредитам у банков в Эстонии скорее всего не возникнет, поскольку жилищные кредиты хорошо обеспечены и общий спад экономики все же не привел к обвалу цен в секторе недвижимости.

Весной центробанк в качестве упреждающей меры решил снизить для банков буфер системного риска с 1 до 0%, чтобы банки смогли бы использовать буфер для возмещения возможных убытков от кредитов и для выдачи новых кредитов.

Наряду с вытекающими из коронакризиса рисками в долгосрочной перспективе Банк Эстонии в своем анализе финансовой стабильности выделил влияние на финансовый сектор страны таких факторов как глобальное изменение климата и ужесточение климатической политики.

Доля предприятий, наиболее уязвимых от изменений климата, составляет 15 процентов в кредитном портфеле банков, и страхового сектора в инвестиционном портфеле банков — 9%. 

Банк Эстонии намерен и в дальнейшем анализировать и картографировать риски финансового сектора, связанные с изменениями климата.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий