Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Стоматологи: воспаление в зубах может довести до инфаркта

Иллюстративное фото.
Фото: Альберт Труувяэрт

​​​​​​​«Вызывающие воспаление десен бактерии могут вызвать инфаркт миокарда или инсульт, а также при диабете – и ревматоидный артрит, – рассказывает стоматолог Маре Сааг. – Среди прочего, воспаление, дойдя до крупных кровеносных сосудов, может стать причиной заражения крови и привести к возникновению опухолей и деменции».

Криста Кийн

40-летняя Кайса признает, что не была у стоматолога добрые пять лет: «Я уже знаю, что надо было удалить один из зубов мудрости, надо было также предпринять объемистую очистку десенных пазух, потому что кровоточащие десны преследуют меня уже с подросткового возраста. Меня сдерживает нехватка денег. Поскольку я, мать-одиночка с двумя детьми, получаю зарплату в 800 евро в месяц, все эти деньги уходят, причем очень быстро, на оплату коммунальных услуг по квартире, кредитов-лизингов и потребности детей. В то же время я испытываю подсознательный страх, который вызывает рвотный рефлекс, как только палец или инструмент стоматолога оказываются в моем рту. А уже после второго приступа рвоты у меня начинается панический страх. Я не столько боюсь боли, как этой приближающейся паники, которая имеет долгую и травмирующую меня историю. Поэтому, пока нет совершенно невыносимой зубной боли, я к зубному врачу не пойду. Наверное, мне надо лечить зубы под общим наркозом», приводит слова Кайсы Pealinn. 

«Действительно, существует ряд пациентов, очень боязливо относящихся к стоматологическим процедурам, – констатирует вице-президент Союза стоматологов Эстонии Маре Сааг. – Из женщин стоматолога боится примерно каждая шестая, из числа детей – каждый третий-четвертый. Возбуждение – проблема, которую нельзя игнорировать, страхи надо устранять. Хуже всего, когда страх матери, через рассказы, комментарии и воспоминания передается ребенку – и тогда это не только психическое состояние, но отсюда вытекает и отношение к здоровью полости рта. Вот почему у людей, которые очень боятся зубного врача, зубы зачастую в гораздо более плохом состоянии, ибо они стараются избежать похода к врачу, пока только можно».

Компенсация за зуболечение для взрослых существует с июля 2017 года, и с этого времени все же все больше людей добираются до зубоврачебных кабинетов. По данным Больничной кассы, возросло число тех, кто приходит на прием к стоматологу не реже раза в год. Например, в 2018 году стоматолога посетили 62% (в 2016 году – 42% и в 2015 году – 37%) взрослого населения. Если в 2018 году компенсацию за лечение зубов использовали 223 600 человек, то в прошлом году их число увеличилось на 40 000. Это позволяет предположить, что к врачу попадает больше, чем прежде, людей именно с меньшим доходом.

Будь что будет!

По данным Евростата, каждый шестой человек считает лечение зубов слишком дорогим удовольствием. Наиболее типичной причиной прохладного отношения к посещению стоматолог является принцип «будь что будет!».

«Ведь все время находится что-то более насущное, а зубы проще чем-нибудь прополоскать или сменить зубную пасту в надежде, что это позволит избежать необходимости обращаться к врачу, – говорит Сааг. – Мы знаем, что ко многим врачам длинные очереди, но кариес, его осложнения или воспаление десен и вытекающие отсюда беды появляются ведь не за неделю или даже месяц, это многолетний процесс. И если с началом лечения приходится ждать месяц или два, это не может быть проблемой. Эстония – маленькая, расстояние здесь небольшие, на самом деле все тут, под рукой. Проблема не в дистанции и региональном распределении стоматологов, а в установлении порядка приоритетов».

Долгое время пребывавший в статусе президента союза стоматологов Марек Винк приводит данные последних исследований, согласно которым зубной камень под деснами может путем воспаления вызвать деменцию и оказаться смертельным, причиняя заболевания сердечно-сосудистой системы и опухоли: «Бактерии, вызывающие воспаление десен, могут причинить также инфаркт миокарда или инсульт, а при диабете – и ревматоидный артрит. Вечен спор, что было раньше: курица или яйцо, но в научной литературе все больше убедительных публикаций об исследованиях, доказывающих, что вызывающие пародонтоз бактерии влияют и на протекание других заболеваний».

Сааг предполагает, что по меньшей мере у 95% взрослых наличествует кариес и обычен также воспалительный процесс в окружающих зубы тканях: «Ведь известно, что кариес не останавливается на той стадии, которую мы именуем появлением дупла. Из воспаленной десны бактерии могут попасть в систему кровообращения и в очень значительной степени повлиять на общее состояние здоровья. А, дойдя до крупных кровеносных сосудов, могут вызвать даже заражение крови».

Увы, признаки пародонтоза могут наличествовать у каждого третьего взрослого человека. Первыми признаками становятся кровотечение из десен, болезненные ощущения, покраснение или плохой запах изо рта. Причем, как утверждает доктор Сааг, кровотечение десен не лечится зубной пастой. Не стоит также верить в миф, что, мол, у нас в семье у всех плохие зубы. В какой-то мере структура и цвет зубов могут определяться наследственностью, но при правильном отношении к своему здоровью зубы вовсе не обязательно должны выпадать.

Избегайте сладких напитков и плохой пищи

Винк стремится побороть миф о том, что, если чистить зубы и два раза в год посещать стоматолога, то здоровый рот обеспечен: «От врачей и медицины зависят только 10–15% здоровья человека, остальное – в прямой зависимости от здорового поведения его самого, при этом роль государства заключается в создании среды, позволяющей развивать здоровые привычки. Пломбирование дупла болезни не лечит. Если во рту нарушено бактериальное равновесие, нужно болезнь лечить профилактическими мерами. И одной только чисткой зубов изменить качество микробного населения во рту не удастся. Злые микробы, причиняющие неправильный обмен минеральных веществ, гнездятся во рту до тех пор, пока игнорируются причины заболевания, т. е. не выкорчевываются вредные для зубов привычки в части питания».

Врач снова и снова рассказывает пациентам, что сельское хозяйство, то есть обычай выращивания зерна и других продуктов земледелия, насчитывает у нас всего 10–12 тысяч лет, а до этого в течение в десять раз большего периода на лесной опушке грызли корешки, которые редко-редко перемежались кусочком мяса мамонта. «Наше физическое тело развивалось именно в таких условиях, и зубы не выдерживают сегодняшней рафинированной и чрезвычайно богатой энергией пищи, которая легко доступна, – говорит Винк. – Напротив, есть надо как можно реже, предпочтение отдавать твердой пище, а жажду утолять водой. Тогда зубы сохранятся здоровыми».

Винк утверждает, что дыра в зубе образуется уже, когда он прорастает, и с течением времени все увеличивается, причем в зависимости от того, насколько сознателен человек: «Зубы детей разрушаются от родительской глупости: сладкие соки и чай даются ребенку еще в бутылочке с соской! Говорят, что молочные продукты полезны для зубов, но, если постоянно засыпать с бутылкой йогурта во рту, то от зубов, в конце концов, останутся только черные огрызки. Родители не понимают, что и для грудного ребенка важно питаться ритмично, а между приемами пищи у него во рту не должно быть ничего, кроме воды. В Финляндии в судах рассматривалось уже много дел, по которым родителей осуждали за то, что они вместо приличного питания скармливали детям всякую дрянь и подслащенные напитки. При такой, с позволения сказать, диете зубы во рту сгнивают, сколько ты их ни чисти!»

Винк по своему опыту считает, что не лучше газированных напитков и грудное молоко, если кормить им неправильно: «Засыпание у груди ребенка старше одного года может привести к сгниванию зубов. То, что грудное молоко не вызывает кариеса, – такой же миф, как и то, что совершенно природный мед вреда зубам не причиняет. Нет разницы, идет ли речь о фруктовом или свекловичном сахаре, углеводы вызывают кариес зубов независимо от того, содержатся они в меде, крахмале или кукурузном сиропе».

Половина трехлеток у врача не бывала

Год назад из результатов проведенного по всей Эстонии исследования здоровья полости рта у трех-, шести- и двенадцатилетних детей выяснилось, что состояние зубов у детей в Эстонии – одно из худших в Европе несмотря на то, что лечение зубов для детей бесплатное. Более чем у половины шестилеток существовали требующие срочного пломбирования дупла. Всего у 39% 12-летних жителей Эстонии были здоровые зубы. По сравнению с предшествовавшими исследованиями, состояние зубов улучшилось лишь у трехлетних детей: у 71% были зубы здоровы. А вот состояние зубов шестилеток и двенадцатилетних улучшилось очень незначительно. 45% родителей трехлеток признались во время исследования, что до сих пор не были с детьми у стоматолога.

«Это очень плачевный показатель, что уже 30% трехлетних детей требуют лечения с пломбированием, – считает Винк. -–Если учесть, что последние молочные зубы прорезаются только в три года, у этих бедняг еще-то и зубов во рту не было, а они уже с дырками!» Поэтому д-р Винк так приветствует финансируемый Больничной кассой проект suukool.ee, который нацелен на просвещение людей в этой области и который отмечен также всемирной федерацией стоматологов.

В каком состоянии зубы жителей Эстонии после коронавирусной весны, когда стоматологические клиники были полтора месяца закрыты, и стало ли лечение зубов доступнее из-за того, что страх перед экономическим кризисом побуждает клиники заключать договоры с Больничной кассой?

Хотя Больничная касса предоставляет взрослым компенсацию за лечение зубов уже много лет, большая часть клиентов не могла ею воспользоваться, потому что их стоматологическая клиника не была связана с Больничной кассой соответствующим договором. Поэтому люди вынуждены были полностью оплачивать услугу. Но после весеннего коронакризиса все больше клиник стали заключать договоры с Больничной кассой, особенно в Таллинне и Харьюском уезде, но также в Пярну, Раквере и Пайде. Клиниками руководило при этом опасение лишиться в условиях экономического спада клиентов, а также то, что лишь Больничная касса компенсировала своим договорным партнерам постоянную долю затрат на средства индивидуальной защиты. «В связи с запретом на оказание плановой помощи договорным партнерам коронавирусной весной компенсировали недовыполненную часть договорных объемов», – отмечает Винк.

Одной из причин, по которой многие стоматологические клиники не хотели раньше заключать договоры с Больничной кассой, были предельные цены Больничной кассы, признававшиеся клиниками слишком низкими. Так, к договору с Больничной кассой не присоединялись некоторые клиники, выдерживавшие более высокие стандарты качества, потому что у них и расходы были больше определенных в модели финансирования Больничной кассой. А если у клиники нет договора, то она может запрашивать с клиентов такую цену, какую пожелает.

«И все же трудно предположить, что цены на лечение зубов росли быстрее инфляции, что явствует в любой сфере, – отмечает Сааг. – То, что между клиниками сохраняются ценовые различия, зависит и от различия базовых инвестиций у разных клиник, что вполне обоснованно. Пациентам предоставлено право голосовать ногами, то есть идти туда, куда им представляется наиболее подходящим».

Однако доктор Сааг считает, что ни в коем случае нельзя оказывать давление: «Цены ниже реальных вынуждают к спешке, что в каких-то случаях может сказаться на качестве услуги. Не хотелось бы видеть в Эстонии такого давления на темпы обслуживания, как в Англии, в государственной системе здравоохранения. Там врач, если не примет за час четырех пациентов, то ничего не заработает. Три четверти часа – час – это реальное время визита, причем работает ведь не только врач, но и вся его команда: ассистент, стерилизатор, медсестра, регистратор. Не должен ни один пациент думать, что врач кладет его деньги в собственный карман. Врач получает из них небольшую долю, а остальное уходит на создание возможности оказывать услугу».

Стоимость стоматологических услуг может между клиниками различаться до шести раз

• Хотя компенсация за лечение зубов способствовала более частому нашему появлению у стоматолога, рост цен на стоматологические услуги продолжает создавать проблему для людей с небольшими доходами. Министерство социальных дел проанализировало работу десяти случайно выбранных стоматологических клиник, у которых не было договора с Больничной кассой, и в опубликованном год назад отчете сделало вывод, что цены в зависимости от оказывающего услугу отличаются в разы.

• Например, удаление зуба с одним корнем может обойтись пациенту в сумму от 25 до 130 евро. При оказании этой услуги не очень велика вероятность того, что существенно различается по цене используемый врачом материал. Да и при оказании стандартных услуг, например, укол для анестезии, цены могут различаться в два раза: от 6 до 12 евро.

• На сайтах многих стоматологических клиник добавлено, что точная цена услуги выясняется после осмотра на месте, т.е. идущий к доктору на самом деле не имеет четкого представления, во сколько это ему обойдется.

• Пациенту самому трудно оценить, обоснованно ли такое различие в ценах и насколько. «На основе представленных данных невозможно подтвердить утверждение, что конкуренция цен при лечении зубов в Эстонии способствовала снижению этих цен. Скорее, потребительские цены в стоматологии, по сравнению с другими услугами здравоохранения, росли быстрее, чем в среднем», – подводит итоги исследование Министерства социальных дел. Таким образом, лечение зубов из-за его затратности по-прежнему для многих людей в Эстонии недоступно.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий