Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Запасись и спасись: масштабные кризисы бывают двух типов

Никита Грознов.
Фото: Николай Шарубин

Информационная кампания «Запасись и спасись», которую проводит Спасательный департамент, вызвала неоднозначную реакцию в обществе — от ироничной до панической.

Элла Аграновская

В действительности же цель этой акции — донести до людей важность кризисных запасов и рассказать, как правильно эти запасы делать, пояснил «Столице» советник Спасательного колледжа Академии МВД Эстонии Никита Грознов.

Страх и озабоченность – совершенно разные чувства

– Мне кажется, что даже человек, весело иронизирующий на эту тему, подсознательно боится возможной кризисной ситуации, а многие просто близки к панике. Насколько оправданы эти опасения?

– По моему личному мнению, это не опасения и не страх, а скорее реакция на отсутствие достаточной информации. Когда человек слышит, что надо покупать гречку, спички, воду и прочее, у него, прежде всего, возникает вопрос: зачем я должен это делать и почему должен так сильно озаботиться? Страх и озабоченность — совершенно разные чувства.

Кстати, это кампания не нынешнего года, не прошлого и даже не позапрошлого — это следование общемировым тенденциям. Сегодня многие страны приходят к осознанию: если случится что-то масштабное, то, скорее всего, помочь всем одновременно будет невозможно — государству необходимо какое-то время, чтобы оценить приоритеты, понять, что делать и как справиться с большим кризисом.

– Какой именно кризис имеется в виду?

– Кризисы могут быть разного рода. Например, распространение вируса COVID-19, который охватил весь земной шар, не было ожидаемым, и никто к нему особенно не готовился, то есть, по крайней мере, в начале пандемии не было общего руководства к действиям.

Возникает вопрос: что еще мы можем ожидать и что мы можем контролировать. Есть какие-то предположения, но одно совершенно ясно: мы не знаем, что будет впереди, но мы точно знаем, что может наступить момент, когда всем нам какое-то время нужно будет справляться с возникшей ситуацией самостоятельно.

– И все же, существует ли «ассортимент» возможных опасностей?

– Сразу подчеркну, что выскажу мнение не Спасательного департамента, не Академии МВД, а свое личное мнение. Масштабные кризисы любого рода делятся на два типа: то, что создано человеком, к примеру, какая-то ошибка в фатальных масштабах — мы очень зависим от человеческого фактора; и природный катаклизм, который от человека не зависит. Для нас давно уже не секрет, что тают ледники, меняется погода. И независимо от того, верим мы в глобальное потепление или не верим, у нас есть возможность исходить из наблюдений.

– И они показывают, что норма среднемесячной температуры октября в Эстонии — 6.6 градуса, а фактическая температура — 13.4, то есть отклонение от нормы — плюс 6.8. Температурный рекорд! А 5 октября в нескольких местах воздух прогрелся до 20 градусов и даже выше.

– Мы можем констатировать этот факт, однако не знаем, что он за собой повлечет и как на нас повлияет. Мы можем только предполагать и прогнозировать.

Кризисный запас: ничего сверхъестественного и супердорогого

– По оценке Спасательного департамента, у каждой семьи должны быть запасы пищи на семь дней, а запас воды на одного человека должен составлять 3 литра в день. В рамках кампании «Запасись и спасись» в пяти городах — Таллинне, Тарту, Нарве, Вильянди, Хаапсалу — представители департамента напрямую консультировали жителей по теме домашних запасов. Естественно, не все воспользовались этой возможностью. Что конкретно людям разъясняли?

– Коллеги показывали, как выглядит ящик с необходимыми запасами. У нас ведь о них абстрактные представления. Давайте проведем эксперимент: пригласим в комнату несколько человек и предложим им в восемь раз сложить лист А4 — у всех получатся различные фигуры. И когда мы говорим о кризисных запасах, кто-то представляет, что они сложены в огромный запаянный свинцовый ящик, к которому ни в коем случае нельзя приближаться, а кто-то думает, что двух пачек макарон вполне достаточно, дескать, что вы еще от меня хотите.

Людям наглядно показали, что это не очень объемный ящик, и продемонстрировали, что примерно в нем может находиться и чем необходимо запастись, если вдруг что-то случится и нам несколько дней самим придется справляться с проблемой. Содержимое ящика отличается в зависимости от того, какого рода кризисная ситуация.

– Но для того, чтобы человек чувствовал себя защищенным в краткосрочной перспективе, что в нем должно находиться точно?

– Чтобы было проще понять и запомнить, вспомним свое утро. Мы просыпаемся — прежде всего, нам необходимы мыло и туалетная бумага, хотелось бы верить, что этими вещами пользуются все, и они есть в каждом доме. Дальше мы ставим чайник или завариваем кофе — нам нужны эти продукты. Представим, что в доме нет электричества — альтернативой может быть маленькая походная горелка и баллон с газом, которые можно купить в любом магазине, где продается походное снаряжение.

Семья, предпочитающая отдых на природе, вполне может использовать их и в поездке на пикник. Если у нас есть баллон с газом и примус, можно приготовить что-то горячее или позавтракать, например, галетами с паштетом. И, конечно, одно из самых важных и нужных — вода. Водой запастись немного сложнее, это следует учесть.

И — не совсем очевидный, но обязательный базовый предмет — электричество. Дело даже не в том, что нужно что-то приготовить из еды или в квартире нет света, а в том, что у нас огромная потребность в информации. Считаю, что в наше время это одна из базовых потребностей человека: я сходил в ванную, выпил чаю — мне нужно знать, что происходит за стенами моего дома. Если не знаю, я не чувствую себя комфортно.

Поэтому нужен запасной источник питания Power Bank — внешние батарейки. В случае масштабного катаклизма можно обратиться к национальным телерадиовещательным каналам, которые каждый час будут передавать информацию государства о том, что происходит и что делать дальше. Для этого необходимо какое-то маленькое радио, к примеру, на батарейках. И если мы говорим об электричестве, очень пригодится маленький фонарик. Естественно, если у вас есть какие-либо недуги, будет нужен и запас лекарств. Как видите, ничего сверхъестественного и супердорогого я не перечислил.

– Свечи нужны?

– С этим сложнее. Старшее поколение привыкло: если что-то случается со светом, нужна свечка. Но меньше всего хотелось бы, чтобы во время кризиса еще что-то загорелось. Поэтому свечи мы перестали советовать. А вот спички все же должны быть.

– Наверное, люди старшего поколения относятся к возможной кризисной ситуации более вдумчиво и осторожно, чем молодежь?

– Мой опыт показывает, что это абсолютно не зависит от возраста. Конечно, старшее поколение пережило сложные времена, у него есть печальный опыт. У моей покойной бабушки были очень большие запасы, я бы сказал чрезмерные для трехкомнатной квартиры, но ее можно было понять.

Однако обратимся к новейшей истории: последние 20 лет были очень спокойные, а у страха есть свойство забываться. Сегодня вопрос в том, насколько человек осведомлен, насколько он интересуется происходящим в мире и насколько верит в то, что с ним лично может что-то произойти.

У многих пожилых людей информация такого рода вызывает отторжение: зачем вы об этом говорите, вокруг и так много негатива. А есть молодые, у которых большой погреб на даче заполнен тушенкой и спрятан арбалет, я таких людей знаю. Это не зависит от возраста, это зависит от представления о мире и от ощущения своего места в нем.

Все зависит от отношения к проблеме

– В общем, жить страшно.

– Нет, абсолютно ничего страшного.  Опять же, все начинается с того, как ты относишься к этим вещам. Если тебя охватывают страх, паника — все, катастрофа! Во-первых, это сильно давит. Во-вторых, если человек думает, что вокруг что-то происходит, а ему недоговаривают, что именно, и еще реклама дает непонятную ему информацию — он начинает переживать, и это давит вдвойне.

Прежде всего, надо поменять свое представление об этих вещах, просто подумать о том, какой запас еды, воды, энергии и гигиенических средств надо положить в условный ящик на случай, если что-то произойдет, и, повторю, какое-то время придется справляться самому — и тогда все перестанет казаться таким страшным и ужасным. Тем более, что этот запас вполне можно использовать в обычной жизни: у меня он есть, хранится в обычных кухонных шкафах, и, если мне просто лень после работы что-то себе приготовить, я беру оттуда пачку макарон и банку консервов, а потом пополняю запас.

То же самое — с дезинфицирующими салфетками и гелями, которые сегодня очень актуальны. Это не какой-то намертво заколоченный ящик или сейф с охранным пин-кодом, а обычные вещи, которые лежат у нас дома на полке. Так к этому и надо относиться. Но запасы — одна часть. Вторая важная часть — психологическая готовность. Нам нужно относиться к подготовке к кризисам как обычной части жизни и перестать считать ее чем-то чуждым или кинематографическим сюжетом.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий