Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Венера Вагизова: «Призываю встать под знамена Всемирного конгресса татар и Московского Дома соотечественника»

Сопредседатель союза татар Германии Венера Вагизова рассказала Московскому Дому соотечественника о дружбе Москвы и Татарстана, взаимодействии с исторической Родиной и собирании народов российских.

— В августе в российской столице широко отмечали 100-летие образования Татарской АССР. В начале октября в Татарстане должны были пройти Дни Москвы. Из-за пандемии они не состоялись, и все же, что значит проведение этого культурно-гуманитарного и делового мероприятия для татарского народа, проживающего как в Республике, так и за ее пределами?

— Я, честно говоря, даже не ожидала, что будет такой резонанс. Понятно, что в Республике был большой праздник, и что люди чувствовали себя в эпицентре этого события, но что татары за рубежом так сердечно это примут, для меня это было более, чем приятно, потому что большинство наших активистов подключилось к торжествам онлайн. В конце августа я волею судьбы оказалась не в Германии, а в Финляндии, и вместе с финскими татарами это событие переживала. В Финляндии не первое столетие существует диаспора татар. А за несколько месяцев до торжества мы вместе с активистами Альянса татар Европы обсуждали, какой могли бы внести со своей стороны вклад в такое событие. И посыпались такие идеи! За рубежом живет немало деятелей искусств, и мы смогли составить из их выступлений онлайн-концерт, что стало нашим вкладом ко Дню рождения Республики. Для нас было очень воодушевительно принять участие в таком потрясающем мероприятии.

А Дни Москвы в Татарстане обещали стать для зарубежной диаспоры не просто значимым событием, а и знаковым событием в том плане, что Татарстан действительно очень важен для Москвы — образец того, как можно сотрудничать, сосуществовать, софункционировать со своими национальными регионами. Ни для кого не секрет, что, к сожалению, возникают проблемы в национальном недопонимании. И планировавшиеся событие должно было показать, что мы не просто вместе, а что мы в одной упряжке, что мы не просто идем на демонстрацию, а вместе везем воз проблем и подарков, рядом — и в горести, и в радости. И поэтому то, что Москва хотела провести в Татарстане такой фестиваль, дорогого стоит.

— В рамках Дней Москвы должен был пройти круглый стол по обмену опытом работы с соотечественниками зарубежья. Москва первая из российских регионов установила контакты с соотечественниками, но и Татарстан, как известно, давно ведет системную работу и имеет прочные связи с диаспорой. Как взаимодействует Республика с татарами в Германии и мире?

— Если говорить о движении соотечественников, то Москва была практически первой, созвавшей представителей диаспоры на съезд в 2001 году. В 2006-м я уже принимала участие во втором Всемирном конгрессе российских соотечественников в Петербурге, а пару лет назад была на последнем съезде.

Но давайте немного вернемся в историю. Ведь именно Татарстан показал пример того, как нужно работать с соотечественниками, потому что первый Конгресс татар состоялся в 1992 году. Это было тогда собирание татарского народа, а потом пошло собирание земель и народов российских. Тогда это было дело новое, и пример Татарстана показал, что это функционирует. То есть опять, как со времен Золотой Орды, татары показали хороший пример совместно сосуществования с другими народами.

А через два года будет уже 30 лет как прошел первый Конгресс татар. И можно подвести хорошие итоги. Спасибо Татарстану и Москве, что все эти годы они не просто не оставляли нас без внимания, а все время находятся в поисках новых путей сотрудничества с зарубежными соотечественниками.

Венера Вагизова: «Призываю встать под знамена Всемирного конгресса татар и Московского Дома соотечественника»

И я еще хочу напомнить об одном хорошем начинании, которое ушло в забытье. В 2009 году в Казани прошел первый международный круглый стол по вопросам национальных диаспор, я принимала участие и планировала, что представители различных диаспор будут встречаться и далее, но, к сожалению, не получилось это продолжить. В тот момент была не простая ситуация, в том числе и финансовая после кризиса 2008 года. Я думаю, пришло время эту традицию возродить, дать ей второе дыхание, а мы со своей стороны готовы принять активное участие.

Тогда представители татарского народа приехали со всех стран мира, были представители черкесской и осетинской диаспор. Не просто соотечественники, а именно национальные диаспоры, потому что у нас есть специфические вопросы выживания в зарубежье. Нас ведь меньше, чем русскоязычных, у нас вопросы самосохранения стоят еще острее. Поэтому мы готовы оказать посильную поддержку в проведении круглых столов по вопросам национальных диаспор.

— А как татары в Германии взаимодействуют с исторической Родиной? Как часто лично вы бываете в Казани?

— Я лично каждый год стараюсь бывать в Татарстане, обязательно. Я уроженка Набережных Челнов, откуда трасса на Казань недолгая – два с половиной, максимум три часа на автомобиле. Я в Казани бываю ежегодно, если не считать этот год, как исключение, но стараюсь приехать не просто так, а целенаправленно на Всемирный конгресс татар, чтобы встретиться с нашим руководством, и, конечно, лично с Ринатом Зинуровичем Закировым, председателем Исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ). Для меня это культовая личность, после моего папы — это самый главный татарин. Сколько этот человек сделал за 20 лет для татарского движения! Он практически живет жизнью татарского народа, держит руку на его пульсе, и сердце его бьется в унисон с сердцебиением этого народа. Мы с Ринатом Зинуровичем садимся, несколько часов беседуем, рассматриваем, что может сделать для нас Всемирный конгресс татар, что можем сделать мы, и все время рождаются какие-то новые идеи.

Отмечу, что не так давно председателем Исполкома Всемирного конгресса татар стал Данис Шакиров. Ринат Зинурович вырастил его как свою смену, а сам остался советником ВКТ.

— Расскажите о деятельности Союза татар Германии, о работе в составе Общегерманского координационного совета российских соотечественников.

— За рубежом известен наш татарский бренд Сабантуй. Вначале посмеивались над нами, говорили, проводят какие-то деревенские посиделки, показывают татар в тюбетеечках. Это говорили, прежде всего, злопыхатели, которые пытаются плясать под дудку Америки и неправительственных организаций, запускающих щупальца в национальные организации. Но мы однажды четко сказали, если для вас кибла (ориентация на Мекку для мусульманина) находится где-то в Америке, то наша кибла — это Казанский Кремль. Мы все равно будем смотреть на берега Волги, на берега Камы, туда, где находится наша историческая Родина. Сабантуй для нас — это не просто поплясать под татарскую музыку в тюбетеечках, это еще и вопрос консолидации. Для каждого татарина Сабантуй – возможность встретится со своими соплеменниками, сородичами, земляками, поговорить на родном языке, попеть родные песни, вкусить родных блюд, которые мы с радостью готовим друг для друга.

Венера Вагизова: «Призываю встать под знамена Всемирного конгресса татар и Московского Дома соотечественника»

Нашей организации из-за пандемии пришлось несколько снизить свою публичную активность, но мы успели провести в Германии вечер, посвященный дню рождения Мусы Джалиля. И во времена локдауна мы не сидели без дела. Айдар Гайнуллин выступил организатором проекта, который в следующем году запустится, это — музыкально-литературный проект, который называется «Казус Чингизхана». К нему планируется привлечь ведущих татарских артистов, в том числе проживающих в Москве, например, Чулпан Хаматову.

В ожидании нашего разговора я читала на русском языке воспоминания о Мусе Джалиле. Недалеко от Берлина есть музей в местечке Вустрау, где во время войны находился специальный лагерь для подготовки пропагандистских кадров восточных легионов, и Муса Джалиль со своими соратниками несколько месяцев находился в этом лагере, их готовили как пропагандистские кадры, а у него зарождалась идея, как присоединится к подполью. И сейчас ко мне обратились из этого музея с просьбой — перевести на немецкий язык воспоминания о Мусе Джалиле, так что я занимаюсь академической работой.

У Союза татар Германии есть академические проекты – мы проводим симпозиумы, конференции, круглые столы, встречи с потомками героев, которые оставили свою жизнь в немецких застенках.

Венера Вагизова: «Призываю встать под знамена Всемирного конгресса татар и Московского Дома соотечественника»

Помощь со стороны Общегерманского координационного совета (ОКС) российских соотечественников, как минимум моральную, мы получаем всегда. Председатель ОКС Лариса Григорьевна Юрченко очень внимательно относится ко всем нашим мероприятиям.

22-24 сентября в Бонне состоялась Общегерманская конференция российских соотечественников, я принимала в ней участие. Конференция была тематическая, посвящена 75-летию Победы. Во время таких мероприятий освещается роль Красной Армии, в составе которой были сыны всех народов Советского Союза, сыны Татарстана. Из республики ушли на фронт порядка 700 тыс. человек. Это были татары, русские, мордва, чуваши, удмурты, марийцы…Половина из них не вернулась. Я приводила пример – был адыг, который во время войны сказал, что мы — русские люди, если отдаем свои жизни за Россию, за Советский Союз. То есть на фронте все были русскими, и фашисты советских солдат иначе как русскими не называли. Поэтому эта тематическая конференция стала точкой соприкосновения для представителей всех народов Советского Союза, внесших свой вклад в Великую Победу.

— Коронавирусная пандемия не позволила соотечественникам приехать на Дни Москвы в Казани, и вообще провести это мероприятие. А Союз татар Германии как-то намеревался быть сопричастным к этому событию?

— К Дням Москвы в Татарстане мы провели красивое мероприятие. Пока немцы немного ослабили локдаун, мы собрались в Лейпциге, и поскольку Сабантуя в этом году не было, провели что-то типа него — красивый концерт, с нашими музыкантами: Муса Маликов, Айдар Гайнуллин, Алия Водовозова. Концертная программа перемежалась сабантуйными играми. Ну, и была возможность блеснуть татарскими нарядами, попеть родные песни, порадовать национальными блюдами. Я приготовила свои костюмы. Можно сказать, что татары Германии сделали подарок к этим замечательным дням. Хочу сказать спасибо властям Лейпцига, что позволили нам провести это мероприятие и даже немного поучаствовали финансово. И наш татарский меценат Тахир Гатауллин, торговый представитель республики Татарстан в Германии, вложил свои средства, а ведущими этого концерта были мой ближайший соратник Бари Хамзич Дианов и я. Отсюда мы все посылали свои волны, свои лучи с немецких берегов на берега Идели, то есть Волги — в Казань.

Венера Вагизова: «Призываю встать под знамена Всемирного конгресса татар и Московского Дома соотечественника»

— В свое время вы говорили, что Германия – это западный форпост консолидации татар за рубежом. Как активна татарская диаспора в Европе? Вы сотрудничаете с татарами, проживающими на других континентах?

Это было больше 10 лет назад. С тех пор многое изменилось, и наш форпост продвинулся на Запад. Возникли татарские организации во многих других странах Европы, но мне приятно, что мы оказали влияние на их формирование, приняли активное участие в создании новых огоньков, которые загорелись на карте Европы. Так, в 2010 году я сама лично ездила в Бельгию на первое организационное собрание татар, помогала им создать организацию, делилась опытом. И спасибо Сергею Петросову, который оказал максимальную помощь, предоставил помещение, сам активно участвовал во встрече. Затем появились татарские огоньки в Италии, Нидерландах, в Швеции. Приезжали татары из Великобритании, спрашивали, с чего начинать. Они моментально взялись за дело, провели Сабантуй. Так и заработали татарские организации. Не проявляют пока активность татары Испании и Португалии, но я думаю, что все впереди. Значит, у нас еще есть фронт работ.

Есть татарские диаспоры в Австралии, Канаде, США, Японии, Китае, Турции. На протяжении двух последних конгрессов приезжали татары из Афганистана. Они по-русски не говорят. Я думаю, это потомки тех, кто эмигрировал после революции. Они, конечно, уже обафганились, но чувствуют себя татарами. А во время поездок в Москву на тематические конференции мне довелось познакомится с татарами из Латинской Америки.

В Татарстане живет меньшая часть народа, рассеянного по всему миру. И мы всех призываем к консолидации, под знамена Всемирного конгресса татар и российских соотечественников, и Московского Дома соотечественника.

— А какие отношения у татарской диаспоры с Московским Домом соотечественника?

— Московский Дом соотечественника (МДС) играет огромную роль в работе с представителями российских народов за рубежом. Очень много инициатив исходит от МДС, и я со своей стороны снимаю шляпу и говорю — дай Бог здоровья всем сотрудникам Дома и лично Юрию Ильичу Каплуну, которого я знаю уже не менее 13 лет.

Наша организация существует с начала 2000-х годов, и когда в 2007 году состоялась первая общегерманская конференция российских соотечественников, Юрий Ильич Каплун приезжал тогда в Нюрнберг, мы познакомились, и с тех пор я помню, уважаю и радуюсь нашей совместной работе и надеюсь, чтобы этих лет было еще много-много.

Беседовала Юлия Молокова

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий