Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В латвийском Саласпилсе прошли траурные мероприятия

В минувшие выходные в Саласпилсе произошло два знаковых события − субботник на Старом Гарнизонном кладбище и ритуал «Память» на Саласпилсском мемориале, который всегда проходит в последнее воскресенье сентября.

 

Всем миром

На субботник в теплый, погожий день приехало множество народа − историки и дипломаты, представители разных партий и общественных организаций, активисты и многолетние радетели этого святого для каждого русского сердца места.

История этого места легендарна, скорбна и памятна и охватывает период более 125 лет.

Старое Гарнизонное кладбище, что в двух шагах от мемориала, в лесу, возникло еще в начале XIX века, и первоначально там хоронили солдат, которые, проходя службу в Петровском летнем военном лагере неподалеку, на берегу Даугавы, по какой-то причине уходили в мир иной. Лагерь действовал где-то до Первой мировой войны. Когда Латвия получила независимость, воинское захоронение пришо в упадок. А в 1943-1944-м немцы сваливали здесь в общую могилу тела погибших узников Саласпилса.

Место этого захоронения определил в 2008 году историк Игорь Гусев, который уже более 10 лет вместе с энтузиастами проводит здесь субботники. А к поисковой работе присоединились его коллеги Влад Богов и Александр Ржавин.

 

Трагедия старого погоста

− Когда сюда осенью 1944-го пришла Красная армия, в этих местах работала Государственная Чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний нацистских преступников, − рассказывал Игорь Гусев. − Члены комиссии зафиксировали везде вокруг сплошные могилы. И на этом Старом Гарнизонном кладбище тоже.

Площадь этого кладбища − 2,5 кв. км, была вскрыта только одна его пятая часть! Что там дальше, мы не знаем до сих пор. И что обнаружила комиссия? Например, под могилой рядового Деева, который погиб в 1895-м, нашли яму, где 20 захороненных узников Саласпилса. А скрывали их тела останки солдат царского времени.

Вот здесь лежит товарищ Деева, рядовой Никита Савельев, – под этим крестом тоже были найдены захороненные в 1944-м саласпилсские узники.

А вот на снимке яма с узниками, рядом − большая палатка судмедэкспертов. Рядом с этой палаткой − отрытый убитый со связанными за спиной руками.

 

«Саласпилсская мадонна»

Ближе к железной дороге нашли участок примерно в 25 кв. м с обугленными костями, пропитанный горючим маслом, − это было место сожжения трупов, было найдено 632 трупика ребенка в возрасте до 9 лет. На следующих снимках детки лежат в ряд… У многих в желудочках шишки и кора, которую они с голоду ели. И вот самая страшная фотография − убитая женщина, держащая мертвого ребенка на руках. Ее стали называть потом «Саласпилсская мадонна».

И вот в 2007 году, когда я начал заниматься темой Саласпилса, издал книгу «Быль о Саласпилсе. Воспоминания узников», вдруг задумался: а где могилы? Сделали красивый мемориал, но там нет никаких свидетельств злодеяний, нет могил. Считаю, что это страшный промах советский власти, потому что сегодня отсутствие могил дает повод нашим оппонентам глумливо ухмыляться и говорить: «Видите, трупов нет, значит, нет и преступлений – это все советские фальсификации».

Но я получил из Российского госархива старые карты 1944-го, где было показано, что комиссия установила − здесь везде были могилы. Но я искал Старое Гарнизонное саласпилсское кладбище, которое могло бы служить точкой привязки.

В 2007-м я ездил сюда десятки раз, искал, лазил – здесь же все заросло, были джунгли. Сейчас все расчищено, дорожки есть, стены старинной православной часовни Святого Николая Чудотворца, где служил священник, обозначены, установлены две большие плиты черного гранита, одна с надписью «Воинам Российской императорской армии и их родным. Вечная память», а другая – «Светлая память мученикам Саласпилса (1941−1944)».

Осенью 2008-го здесь провели первый субботник. Вот стоит человек, который очень много сделал для того, чтобы этот субботник тогда состоялся, − Виктор Арбузов, благодаря энтузиазму, напору и знакомствам которого нам дали разрешение.

И постепенно расчистили эту часовню. После первого субботника просела земля, и появилось одно надгробье с надписью «Рядовому Дееву от жены и товарищей», и еще нашли несколько надгробий. И тогда осенью я как раз снимал фильм «Саласпилсский Шталаг». Прошли дожди, земля просела.

И вот мы с оператором смотрим – какие-то кости вышли наружу из земли. Оказалось, что это не просто кости, а останки костей ног, вещей, обуви. Обувь была с фрагментами стопы, а эта ножка принадлежала девочке – косточки были в чулочке. Я тогда привез полицию, и она после экспертизы дала заключение, что это кости времен войны.

А весной 2012-го на кладбище случился погром. Какие-то молодые нелюди на мотоциклах приехали сюда – ломали венки, разбивали подсвечники. Крест уцелел, но его вырвали и били им по старинному надгробью царских времен с таким остервенением, что оно треснуло, а крест развалился на много частей. Мы его сохранили. Вызвали полицию…

Эти плиты перед часовней были установлены в прошлом году, теперь это облагороженное мемориальное место.

Уже стало традицией, что дважды в год, в дни памяти мучеников Саласпилса, сюда приезжают дипломаты российского посольства. А мой коллега Александр Ржавин нашел список захороненных русских воинов. Имена 89 служивых императорской армии он обнаружил в метрических кладбищенских книгах, хранящихся в Санкт-Петербургском госархиве. Он специально туда ездил. Теперь имена можно прочитать на размещенном здесь стенде.

Появился шанс, что Старое Гарнизонное кладбище можно будет внести в список мест, которые подлежат защите по международным документам.

 

Неуместная политкорректность

Мы поинтересовались у Игоря, почему же Государственная Чрезвычайная комиссия сразу не увековечила и не зафиксировала этот вопиющий факт?

− Так ведь шел 1944-й, миллионы смертей. Одних советских военнопленных в Латвии уничтожено 300 000. А мирных жителей! Они утонули в потоках страданий и крови, было не до того.

А то, что Саласпилс оказался сегодня в таком положении… Советская власть попала в двойственную ситуацию. С одной стороны, ужасы нацизма нужно обнародовать. Но с другой − здесь все делалось в основном руками местных жителей, латышей. Немцы были в администрации, а весь этот кошмар творился руками местных добровольцев. И тут − советская политкорректность, дружба народов…

Но мы сейчас об этом говорить не будем, а будем делать добрые дела, которые, как известно, делают мир немного лучше, светлее, чище, добавляют толику любви.

 

…А превратились в белых журавлей

На следующий день на мемориале было большое памятное событие, с множеством людей и цветов, митинг, концерт, экскурсия.

От российской стороны венки и цветы возложили глава дипмиссии в Риге Евгений Лукьянов и генконсул в Даугавпилсе Евгений Колесников, а также военный атташе Руслан Ушаков.

− Прежде всего, это память, − сказал Евгений Владимирович. – Я иной раз думаю, как много значит синтаксис, знаки препинания. Казнить нельзя помиловать – где поставить запятую?..

Это земля, которая все помнит и до сих пор не успокоилась. И люди не должны успокоиться. Если мы успокоимся и забудем, все повторится. Запятую хочется перенести, поставить после «казнить нельзя», то есть помиловать. Кого? Этих варваров, душегубов? Срока давности у таких деяний нет, и мы должны обеспечить, чтобы его не было, чтобы никто не отмывался до белости и пушистости. Не казался цивилизованным европейцем. Есть ситуации, когда молчать нельзя. Промолчишь − станешь соучастником.

Я ленинградец, и меня в Саласпилсе так же бьет озноб, как и на Пискаревском кладбище. Я имел честь быть знакомым с автором этого мемориального ансамбля Олегом Скарайнисом, ездили к нему домой – это было трогательно и символично. Он уже ушел из жизни…

Девочки из саласпилсского вокального ансамбля «Санрайз» профессионально, с удивительным чувством и пониманием пели «Бухенвальдский набат», «Стоит над горою Алеша», «Хотят ли русские войны?», «Шел солдат». Многие подпевали, в глазах людей стояли слезы…

А к мемориалу вдруг прилетело множество журавлей, собиравшихся в клин и печально курлыкавших. Они долго-долго кружили высоко в небе над этим местом – как будто души замученных невинных жертв говорили с потомками…

 

Наталья ЛЕБЕДЕВА

 

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

 

Белые журавли Саласпилса

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий