Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Доктор Аркадий Попов: надо учиться жить с СOVID-19

Аркадий Попов.
Фото: Альберт Труувяэрт

Заведующий Центром экстренной медицинской помощи Северо-Эстонской региональной больницы (PERH) Аркадий Попов отметил, что COVID-19 не уйдет из нашей жизни в ближайшие годы.

Борис Тух

— К концу весны была надежда, что коронавирус отступил навсегда. Настала осень, и вновь кривая заболеваемости заметно поползла вверх. В чем причина?

— Я уже весной был уверен, что летом у нас ситуация будет получше, а осенью вирус вернется. В итоге так и произошло. Количество заболевших у нас растет, и это вполне коррелирует с прогнозами и с тем, что осенью у нас всегда растет заболеваемость другими вирусными болезнями.

Вирус циркулирует между странами. Мы находимся не на обитаемом острове, а в центре цивилизации, и подобные проблемы никак не могу нас миновать.

Мы слишком расслабились

— У нас показатель заболевших перевалил за 25 на 100 000 населения. У соседей показатели гораздо ниже. В Литве – 15,6, в Латвии – 4,3, в Финляндии – 8,2 заболевших на 100 000 населения. Чем можно объяснить такую разницу?

— Наши люди летом активно путешествовали; много заболевших – среди вернувшихся из-за границы. Плюс к этому: не исключаю, что мы слишком расслабились за лето и относимся к вирусу легкомысленно. 

В последнее время заболевали СOVID-19 в основном молодые люди. Но в минувший понедельник первая очень нехорошая новость пришла из Ида-Вирумаа: обнаружен вирус в Доме престарелых в Азери. А ведь начиная с мая люди преклонного возраста в Эстонии не заболевали коронавирусом. Может последовать подъем госпитализации: люди 50-60 лет и старше наиболее подвержены этой болезни и тяжело ее переносят.

— Пока что заболевания, зафиксированные в Таллинне, протекали в нетяжелой форме?

— Подавляющее большинство. У нас в интенсивной терапии лежали два человека; одного из них перевели в Lääne-Tallinna Keskhaigla, другой лежит под аппаратом искусственной вентиляции легких, его состояние стабильно тяжелое, и здесь основной проблемой, помимо коронавирусной инфекции, являются сопутствующие заболевания.

— Что вы можете сказать о молодых людях, которые нарушают все меры предосторожности?

— Некоторые молодые люди скептически относятся к коронавирусу. Им следует помнить о близких и о всех пожилых людях, исходить из чувства сострадания к людям, подверженным гипертонии, астме, диабету, раковым заболеваниям, пониженной иммунностью и т.д. Молодой человек не учитывает, что он может перенести болезнь легко, но, случайно встретившись с человеком, имеющим названные проблемы со здоровьем, заразит его – и течение болезни у инфицированного окажется непредсказуемым. Чем старше возраст пациентов, тем выше уровень госпитализации и тем выше смертность от этой болезни. Каждый обязан вести себя с большой ответственностью.

Всегда быть в маске?

— Сейчас мы имеем дело со второй волной СOVID-19 или остаточными явлениями (рецидивами) первой?

— Трудно сказать. Если посмотреть на карту Европы, то это уже похоже на вторую волну. Показатели заболеваемости в Эстонии не самые высокие, но негативная динамика наблюдается в Харьюмаа/Таллинне.

— Чего не было при первом явлении СOVID-19.

— Да, Таллинн был относительно благополучен. Уровень заболеваемости во всех регионах Эстонии, за исключением Сааремаа, оставался достаточно стабильным. Но Таллинн – самый большой регион Эстонии и его жители наиболее подвижны и склонны к путешествиям. Достаточно много молодых активных людей, которые общаются между собой – и это тоже способствует распространению инфекции.

— Станет ли обязательным ношение масок в общественных местах, придется ли в концертных, театральных и кинозалах прибегать к разреженной рассадке и не маячит ли в перспективе новое закрытие всех зрелищных мероприятий?

— У нас в Эстонии ношение масок никогда не было обязательным. Ношение маски, на мой взгляд, эффективно, если это делает подавляющее большинство людей. Если я один буду носить обычную маску, а вокруг меня окажутся зараженные люди, маска навряд ли мне поможет. Если все вокруг будут в масках, степень защищенности значительно возрастет. Требования рассаживать людей в зрительных залах подальше друг от друга должны сохраняться. Что касается того, будут ли какие-либо отмены мероприятий, то решение за правительством. Чем выше опасность заболеваемости, тем более действенные меры следует применять, и такая превентивная мера, как ношение масок в общественных местах, целесообразна. В больнице, где риски особенно высокие, куда обращаются за помощью в числе прочих пациентов и больные СOVID-19, ношение масок обязательно. Как для медицинского персонала, так и для больных.

— Надо ли всем загрузить в телефоны мобильное приложение HOIA?

— Я однозначно советую установить программу HOIA всем, умеющим обращаться с мобильным телефоном и инсталлировать в него программы. А в особенности – всем, кто ведет активный образ жизни, социализируется, пользуется общественным транспортом и т.д. Программа HOIA не является панацеей, не спасает нас от СOVID-19, но она дает много дополнительной информации и позволяет Департаменту здоровья выявить скрытых распространителей вируса и взять их под контроль. С помощью HOIA у заразившегося есть возможность быстро уведомить тех людей, с которыми он в период высокого риска заражения побывал в близком контакте. Таким образом, пользователи приложения смогут заблаговременно узнать о возможном заражении и предпринять шаги для защиты своего здоровья и здоровья других.

Вакцина: три стадии испытаний

— В России создана вакцина против СOVID-19. Можно ли уже оценить ее эффективность?

— Мы знаем, что вакцина «Спутник V» прошла первые две фазы испытаний, третья началась совсем недавно. Если говорить о разработанных в странах Запада вакцинах, в частности, об английской, фирмы AstrаZeneca, то и там  провели две фазы испытаний на добровольцах и получили позитивные результаты. Но первые две фазы испытаний направлены на выявление иммуногенности вакцины, т.е. в достаточном ли количестве вакцинирование вызывает появление антител коронавирусной инфекции. Плюс к этому исследуются побочные действия вакцины в краткосрочный период. Эти две фазы – краткосрочны, они не дают информации о возможных осложнениях от вакцинации в долгосрочный период и как долго держится иммунитет после вакцинации.

AstrаZeneca декларировала, что если все пойдет хорошо, к началу октября будут получены первичные данные о ходе третьей фазы испытаний. Это означает, что добровольцы, участвовавшие в исследовании, в конце апреля – начале мая получили дозы вакцины, и спустя полгода будут изучаться результаты вакцинирования, его безопасность и т.д. Но недавно третья фаза была приостановлена из-за того, что один из испытуемых заболел неврологическим заболеванием. Это обычная практика фармакологических компаний. Процесс этот всегда длительный, и если в нем срезаются какие-то углы, возникает недоверие к продукции, тем более, что опасности могут быть подвергнуты здоровье и жизнь людей.

Российская вакцина только начала свой долгий путь прохождения третьей фазы. AstrаZeneca пока что ее опережает, хотя мы знаем, что российская вакцина была задекларирована раньше.

— Возвращение COVID-19 не приведет к тому, что плановые медицинские операции будут передвинуты на более далекие сроки?

— Ни в коем случае. Плановое лечение идет в полном объеме дальше. Насколько мне известно, медицинские учреждения всеми силами стараются наверстать упущенное, оказать те лечебные услуги, которые пациенты недополучили в весенний период. Летом медики делали все, чтобы оказать максимальное количество плановых услуг.

Затвориться и бояться – не выход

— Директор Европейского бюро ВОЗ Ханс Клюге заявил, что «пандемия закончится, когда мы как сообщество научимся жить с этим». Он имел в виду, что нам придется существовать под навязанным нам вирусом оккупационном режиме?

— Ну, оккупацией это называть не стоит, но COVID-19 присутствует в нашей жизни так же, как присутствуют в ней грипп, аденовирус, ВИЧ, палочка Коха. И вирус, который сейчас распространился по миру, имеет сильный потенциал к тому, чтобы не уйти из нашей жизни в ближайшие годы. Наша задача – как наиболее адаптированного вида на этой планете – адаптироваться и к этому вирусу.

В первую очередь надо делать то, что мы делаем сейчас: сидим в масках и помним, что какие-то риски сохраняются. Сокращение близких контактов, ношение масок, дезинфекция рук заставляют немного менять свой образ жизни. Но передвижения, особенно по служебной надобности, торговля, бизнес должны сохраняться. Недопустимо, чтобы вирус привел к краху мировой экономики. Надо учиться жить с вирусом, вырабатывать правильные защитные протоколы, которые не ставят нас в тупик перед вирусом, и снизить риски, насколько это возможно.

ПОХОЖЕЕ ПО ТЕМЕ

Попов: самая серьезная ситуация сейчас в Ида-Вирумаа (ВИДЕО)
Попов вновь станет медицинским руководителем кризисного штаба
Попов рассказал о наиболее важных уроках первой волны вируса
Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий