Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Почему Даугавпилс отказывается от русского языка

В конце августа самоуправление Резекне сообщило, что в местных школах национальных меньшинств с начала нынешнего учебного года русский язык и литература доступны еще и на факультативных занятиях. На эти цели муниципалитет выделил из городского бюджета более 5 тысяч евро.



В соседнем же Даугавпилсе относительно введения подобной же меры политики договориться так и не смогли. Данный вопрос рассматривался на внеочередном заседании городской думы, мнения разошлось, возникло много вопросов, и депутаты в итоге это предложение не одобрили. Почему?

Бывшие подружки

Тут необходимо некоторое разъяснение. Даугавпилс был и остается наиболее русскоязычным из всех крупных городов Латвии. Лет пятнадцать назад латышский в городе присутствовал лишь на уличных табличках и вывесках да на официальных заседаниях городских политиков — впрочем, те то и дело переходили на русский. Сейчас, правда, государственный язык звучит в городе куда чаще — в Даугавпилс переехало много латышской молодежи из хуторской глубинки, они учатся в местном университете, многие потом остаются тут жить. Однако общей погоды они пока не делают.

Как ни странно, протестовали против ликвидации русскоязычного образования как такового в Даугавпилсе очень немногие. Акции в защиту школ нацменьшинств собирали в лучшем случае по несколько десятков человек.

Одна из тех, кто выходил на митинги — даугавпилчанка Евгения Крюкова. В свое время она описала в соцсети такую ситуацию: «Две подружки, Вероника и Рената. Дружили с детского сада, все дни рождения праздновали вместе. Пока мама Вероники (то есть я) не стала защищать права национальных меньшинств в Латвии.

У Ренаты папа русский, а мама латгалка. Дома говорят на русском. Недавно родители запретили Ренате дружить с Вероникой. Так как подруг в классе у Вероники всего две, это заявление для нее, конечно, было ударом. А на днях Рената заявила, что она не любит русских и хочет, чтобы русский язык скорее запретили».

По словам Евгении, классный руководитель Светлана Митрофановна заявила ребенку Крюковой, что на русском можно учиться в России. «Конечно, моя Вероника расстроена. Конечно, я веду постоянные разъяснительные беседы о том, что нет наций лучше или хуже. Но о чем думают директора русских школ?» — удивлялась Евгения Крюкова. Ее мысли на этот счет, выложенные в социальной сети, вызвали серьезный отклик и большое количество перепостов.

Характерно, что поддержали позицию активистки отнюдь не все. «Как бы ни было кому печально или радостно, но латышский язык действительно надо учить на уровне государственного. Мы живем в отдельном государстве, мы не живем в России — мы чужие там, хоть и говорим на русском. Не надо ни на кого обижаться, а взяться и учить, смотреть латышское телевидение и т. д. У меня есть несколько знакомых русскоговорящих семей, которые не говорили по–латышски, но, уехав за границу, вечерами учили то норвежский, то английский», — рассуждает типичная даугавпилсская мамочка.

«Я уверена, учитель имела в виду, что уроки на латышском по закону надо вести. Никто же не приезжает в другие страны, в ту же Англию, и не говорит, что я из Латвии, хочу, чтобы мой ребенок учился на латышском. Это был бы бред!» — подхватывает другая.

«Желаю шизанутому автору этого поста, чтобы родители, учитель и школа подали на нее в суд», — призывает третья. Дошло до того, что носительницы подобного мнения — русскоязычные женщины! – начали писать в администрацию Facebook жалобы на пост Крюковой, чтобы ее забанили.

Даугавпилсские политики — плоть от плоти местных избирателей, они разделяют их мнения и выполняют их волю. Показательно, что за латышизацию детских садов в Даугавпилсе взялись совершенно добровольно и с песней. Соответствующие решения депутатов местной думы привлекли мало внимания — куда больше даугавпилчане интересовались, например, тарифами на теплоснабжение или ходом ремонта дорожного покрытия на улицах. Возмущение по поводу постепенного перевода детсадов на латышский высказывали из горожан буквально одиночки.

Инициативу загнобили

Одно из объяснений такого поведения — горожане, всю жизнь существующие в русской среде, угрозы ассимиляции просто не чувствуют. К тому же люди так долго жили в условиях каждодневной обработки мозгов на тему того, что «в Латвии нужно учиться на латышском», что искренне в это поверили. Уже давно вступают в жизнь дети «реформы–2004» — люди со смещенной идентичностью, уже не вполне, а то и совершенно не считающие себя русскими. «Русские живут в России, а здесь в Латвии мутит воду пятая колонна», — вот мнение типичного молодого даугавпилчанина.

Однако 28 августа пятеро депутатов думы Даугавпилса от партии «Согласие» — Андрей Элксниньш, Михаил Лавренов, Анатолий Гржибовский, Валерий Кононов и Наталья Кожанова — потребовали созвать внеочередное заседание думы. Среди вопросов, вынесенных ими на повестку, оказалось и введение с 1 сентября 2020 года в школах Даугавпилса факультативных занятий по русскому языку и литературе. Элксниньш пояснил: «Данное предложение — ответ на «реформу Шуплинской», согласно которой в этом учебном году 1–е, 4–е, 7–е и 10–е классы школ нацменьшинств переходят на новую программу, в которой число часов для изучения их родного языка сведено к минимуму».

В свою очередь, Наталья Кожанова напомнила, что ученики 1–х, 4–х и 7–х классов школ нацменьшинств начинают учиться по новым программам. «И это печально, так как количество часов родного русского языка и литературы уменьшится почти наполовину: вместо четырех–пяти уроков останется только два–три. В связи с этим необходимо выделить финансирование на факультативные занятия по русскому языку и литературе — по два часа в неделю для каждого класса, который начинает в этом году учиться по–новому», — предложила Кожанова.

Однако, как моментально подсчитали противники «согласистов», данная инициатива потребовала бы от городского бюджета дополнительного финансирования в размере 15 685 евро — и это только за первый семестр.

Так или иначе, нынешний мэр Игорь Прелатов («Наша партия») требование выполнил и заседание созвал — на нем присутствовали не только депутаты, но и представители городского управления образования. Большинством голосов депутаты идею отвергли. Сам Прелатов высказался на сей счет уклончиво. Дескать, идея внесения в процесс обучения дополнительных часов по предметам русского языка и литературы сама по себе, может быть, и неплохая, но есть и вещи поважней — например, латышский язык.

Два города — два разных подхода

Противники русского языка в Даугавпилсе пустились в объяснения, что он, дескать, для жизни и карьеры в Латвии и в Европе практически не нужен. А нужны, мол, латышский и английский. Наличие под боком гигантской России с ее огромной экономикой, требующей миллионов рабочих рук и мозгов, сознательно игнорируется — дескать, темная, отсталая, неперспективная страна — ну кто по доброй воле туда поедет? Тема сохранения национальной идентичности и вовсе в расчет не берется. С отповедью подобным демагогам выступила депутат городской думы Резекне, заммэра по образованию, культуре и социальным вопросам Лидия Остапцева («Согласие»).

Она рассказала, что факультативы по русскому и литературе введены в Резекне по настоянию самих школ нацменьшинств. «Только тот, кто сам осознает свои корни и владеет родным языком, способен уважать и ценить культуру другого народа. Многонациональность — это богатство Латвии, в том числе нашего города. Но единство не означает одинаковость. Многие из нас, родившиеся и живущие в Латвии, благодарны судьбе, что впитали в себя духовное богатство двух культур. Родители учащихся и педагоги школ нацменьшинств недоумевают по поводу сложившейся ситуации с родным языком. Все четыре школы нашего города, реализующие программы нацменьшинств, обратились в городское самоуправление с просьбой выделить финансирование на факультативные занятия по русскому языку и литературе — два часа в неделю».

Именно поэтому большинство депутатов думы Резекне поддержали просьбу финансировать дополнительное обучение русскому языку и литературе в 1–х, 4–х и 7–х классах школ национальных меньшинств. «С каждым учебным годом данная сумма будет возрастать, так как станут добавляться следующие по возрасту классы, но это очень важно для нормального развития школьников. Это инвестиция в будущее наших детей, а значит, и в успешное развитие нашего города», — уверена Остапцева.

Что ж, это понимают в Резекне, но не желают понимать в Даугавпилсе. Вряд ли стоит ждать от многих даугавпилсских школ, чтобы они «снизу» пытались продавить инициативу о дополнительных часах для русского языка. Хотя некоторые и могут — один из депутатов, подавших эту идею, Анатолий Гржибовский, сам является директором местной 15–й средней школы. Впрочем, вряд ли каких–то изменений в данном плане стоит ждать раньше начала следующего учебного года…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ.



Почему Даугавпилс отказывается от русского языка

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий