Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Хроники Дома русского зарубежья. Даритель и друг Сергей Крикорьян

Продолжаем публикацию материалов в рубрике, посвященной насыщенной 25-летней деятельности Дома русского зарубежья (ДРЗ).

Прошло ровно пять лет, как ушел из жизни наш соотечественник из Щвейцарии, потомок русских эмигрантов первой волны Сергей Нерсесович Крикорьян. Сергей Нерсесович — один из тех, чьими дарами создавался Музей русского зарубежья. Сегодня, когда это уникальное собрание прочно закрепило свои позиции в музейном пространстве столицы и всей страны, мы с горечью и великой благодарностью вспомним о человеке, оставившем память о себе не только бесценным вкладом в общее дело, но и светом своего сердца — открытого к человеческому общению, нестяжательного, верующего…

Руководство Дома русского зарубежья давно и плодотворно сотрудничало с семьей Крикорьян, и это сотрудничество переросло в теплые человеческие отношения. Не раз останавливался в доме этой открытой и щедрой русской семьи Игорь Владимирович Домнин, заместитель директора по вопросам культурно-исторического наследия, о чем тепло вспоминал уже в стенах ДРЗ, рассказывая о бесценных дарах Дому наших друзей из Швейцарии. Проникновенную статью-некролог в память об ушедшем дарителе и друге Игорь Владимирович написал, что называется, на одном дыхании, — настолько значимы для него были встречи с этим истинным патриотом своего Отечества, настолько впечатляла личность Сергея Крикорьяна всех, кто соприкасался с ней… Приводим статью И.В.Домнина в полном объеме:

«Он родился в 1925 году в семье офицера-эмигранта, окончил Лувенский университет в Бельгии, работал — по саморекомендации — “батраком, шахтером, журналистом” и долгие годы трудился инженером-экономистом в сфере легкой промышленности. С начала 1960-х годов он проживал в Швейцарии, входил в различные сообщества русской диаспоры, много лет состоял членом Русского кружка при Женевском университете, был прилежным прихожанином православного Крестовоздвиженского собора в Женеве.

Всегда проявляя самый живой интерес к общественной жизни эмиграции, он пристально вглядывался, чутко вслушивался и в бытие исторической и современной России. Особенно внимательно следил за литературным процессом, не упускал случая познакомиться с писателями, покинувшими Родину или приезжавшими из Советского Союза, а затем из России. Многих из них он приглашал в свой гостеприимный, хлебосольный дом, в котором бывали, гостили Виктор Некрасов, Белла Ахмадулина, Владимир Солоухин, Булат Окуджава. Такие встречи порой перерастали в долгую дружбу, как это было с В.Г.Распутиным, ушедшим из жизни в начале нынешнего года. На одной из своих книг, подаренных Сергею Нерсесовичу, Валентин Григорьевич оставил автограф, преисполненный тепла и благодарности к хозяину дома и его замечательной супруге Татьяне Петровне. По памяти, не претендуя на дословную передачу распутинских строчек, процитирую их, что называется, близко к тексту: “Иногда вдруг встречаешь на своем пути людей, после первой же встречи с которыми кажется, что знал их всю жизнь, и невольно задаешься вопросом: как же можно было не знать их раньше?” Уверен, что похожие чувства испытывали и другие (в том числе и директор Дома русского зарубежья В.А.Москвин, и автор этих строк), попадая под обаяние семейной четы Крикорьян. Сергей Нерсесович и сам владел пером. Его публикации можно встретить не только в изданиях эмиграции, но и в российских журналах, например, в “Звезде” и “Церковь и время”. И еще он был удивительным рассказчиком — неторопливым, точным, глубоким в слове и речи.

Он являлся большим другом нашего Дома, хотя никогда не бывал в его стенах. Он всецело разделял саму идею собирания, накопления, сбережения и разумного использования великого творческого наследия эмиграции как существенной части нашего национального достояния. Мы очень ценили его доброе и бескорыстное отношение к Дому русского зарубежья, к нашему общему делу. С его помощью мы получили архивно-музейную коллекцию объединения лейб-гвардии Гусарского полка, архивные материалы Б.А.Никольского, из своего собрания он передал в дар изумительные литографии, одно из ранних изданий “Брюсова календаря”, прекрасного качества лубочные картинки и плакаты начала ХХ века, русские иллюстрированные периодические издания второй половины XIX века, редкие фотографии и документы, отражающие жизнь изгнанников на чужбине, большие партии книг эмиграции.

Скорбя по усопшему и выражая глубочайшие соболезнования его вдове Татьяне Петровне, мы уверены, что имя его навсегда войдет в число тех “подданных Зарубежной России”, кто своим подвижничеством обеспечивал возвращение, передачу в Россию наследия русской эмиграции и драгоценных свидетельств отечественной истории».

Автор: Ирина Тишина

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий