Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Макробиотика: как рижане лечились в XIX веке

В 70-е годы позапрошлого столетия газета «Рижский вестник» публиковала обширные воспоминания потомственного купца, рижского старожила Сергея Игнатьевича Шутова. Весьма обстоятельно, не без юмора описывает автор то, чему сам был свидетелем.



Помимо всего прочего, кстати говоря, находим там и пару-другую наблюдений по тогдашней гигиене. Хотя слова такого в те годы еще не употребляли. Использовать его начали с подачи М. Петтенкофера, А.П. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана лишь со второй половины XIX века.

А вот в первой половине XIX века было в моде другое не менее ученое слово — макробиотика, что буквально переводится с греческого как долгожительствование. Создателем макробиотики был немецкий врач Кристоф Вильгельм Гуфеланд (1762-1836). В 1797 году он опубликовал трактат «Искусство продлить человеческую жизнь».

Неизвестно, продлил ли трактат жизнь читателям, но вот жизнь писателя улучшил, это точно. Имя Гуфеланда приобретает европейскую известность, он основывает в Берлине Поликлинический институт, становится членом многих академий наук, в том числе и Петербуржской — с 1833 года. А ведь ничего, казалось бы, особенного не предлагал: соблюдать диету, не совмещать в одной тарелке некоторые продукты, а откушавши, предаваться не физическим, а умственным занятиям. И всякое такое.

Русское же купечество положило за правило жить не по науке, но по обычаю. Выпито ли, съедено ли будет слишком много, аль по какой другой причине занедужится, лекарство универсальное — баня. В бане купчина распарится, разогреется, да и разотрется — кто чем привык: кто редькой, а кто спиртом или скипидаром. Болезнь вроде как и проходит.

Препаратами медицинскими не злоупотребляли. «Да и не любили же мы, — пишет С. И. Шутов, — ни медицинских специй (и хорошо делали: теперешние медики все смеются над специями 20-х годов), ни диет не любили». Мало того, что не соблюдали правил макробиотики, так даже как бы назло им делали все наоборот. «А жили лет по 75, по 85, никогда не хворая. Одно только, кондрашка нас донимала».

Любопытно заметить, если в 70-е годы XIX века описанные методы самолечения воспринимались с улыбкой, сейчас они вполне серьезно считаются научным методом: натуропатией, а точнее, разделом натуропатии – гидротерапией. Имеются даже специальные клиники. Специфической формой лечения в гидротерапевтических клиниках являются сидячие, или поясные, ванны, которые давлением воды и температурой воздействуют на область живота и таза. Сначала пациент принимает горячую ванну, затем на короткое время переходит в холодную. Вот так вот, опережая официальную науку, купцы XIX века интуитивно лечились по передовой методе.

В конце концов, как говорил Гиппократ, «болезни, происходящие от переутомления, лечатся покоем, а те, что происходят от праздности, излечиваются трудом».

А спустя несколько веков Джонатан Свифт писал: «Самые лучшие доктора в мире — Доктор Диета, Доктор Покой и Доктор Веселье».

В качестве иллюстрации ко всему вышеизложенному — картина нашей современницы Марии Станиславовны Молодых.

Олег ПУХЛЯК, историк, специально для «Неделя СЕГОДНЯ».

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий