Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Бегущие через Латвию: иммигранты используют республику как трамплин на Запад

Иммигранты, обосновавшие прибытие в нашу страну преследованиями на родине, получают в ЛР полное медицинское обслуживание, им способствуют в изучении латышского языка и обычаев — но тем не менее по большей части они не собираются оставаться здесь. Правозащитники обвиняют равнодушные власти.



Источник: LETA

Почему им не сидится у нас?

Исследовательский центр Providus, получающий финансирование от Фонда Сороса, выпустил отчет о приеме и интеграции в Латвии лиц, коим присвоена международная защита. За последние три года в стране сделано многое для облегчения административной процедуры беженцев, а также их трудоустройства. Вместе с тем «по–прежнему существуют серьезные вызовы и препятствия».

Чтобы понять, насколько острой проблема беженцев стала для ЛР, отметим некоторые статистические показатели. Если в 2006 году было получено 8 запросов на убежище, то в 2017 достигли максимума — 395, в прошлом же году — 178. Вместе с тем статус беженца был предоставлен: в 2008 году — двум лицам, а в 2019–м — 37 (28,6% от заявок). В прошлом году наибольшее число претендентов на получение убежища в Латвии было из Азербайджана, России, Индии, Грузии и Украины.

Как отметил политический аналитик Providus Андрис Шуваев, проблемы у иммигрантов возникают в связи со «вторичным перемещением, в результате которого люди возвращаются в Латвию». Чтобы правильно понимать: речь идет фактически о депортации беженцев, которые в поисках больших пособий и общения с соплеменниками быстренько переезжают в страны «старой Европы». После того как в ЛР было перевезено с юга Европы 531 лицо — фактически все они (90%) уехали на Запад. Однако оттуда их в соответствии с параграфами Дублинского соглашения ЕС просят с вещами на выход, и — какое несчастье — «с возвращением лиц в Латвию им более недоступна поддержка социального работника или ментора, а также нужно платить штраф за непродление разрешения на временное пребывание».

Вот конкретный пример: летом прошлого года в ЛР были депортированы из ФРГ две сирийские семьи с детьми, в целом 11 человек. Латвийский Красный Крест оказался не вправе им помочь, ибо истек формальный срок предоставления ассистента. И общество DroSA MAja тоже смогло дать лишь переводчика и консультации… Между тем в одной из семей уже был младенец, родившийся в Германии, но не имевший прав на тамошнее убежище.

«Популистские, даже негативно настроенные позиции»

Так оценивает Providus отношение к проблеме беженцев со стороны двух влиятельных ведомств — МВД и Минблага, контролируемых партией KPV LV. «Политика убежища по–прежнему подчинена смене приоритетов на уровне политического управления», — констатируют активисты.

Вместе с тем по ряду позиций иммигранты в Латвии получают полный сервис — таковы выводы, сделанные после исследования брюссельской Группой миграционной политики. К примеру, на 100% оценены услуги здравоохранения и языковые, интеграционные курсы, получаемые беженцами и лицами с альтернативным статусом. В сфере образования — 87,5%. Несколько хуже дела обстоят в области занятости — 56,7%, а вот по части получения гражданства — только 23,8%. В целом же положение оценивается где–то на 6 баллов.

В исследовании Providus отмечается, что на гражданство Латвии беженец может претендовать спустя пять лет, а лицо с альтернативным статусом — через 10 лет пребывания, что касается объединения семей, то оно возможно соответственно сразу и через два года.

Ежемесячное пособие — 139 евро главе семьи и 97 евро каждому последующему члену — «недостаточно, чтобы обеспечить основные потребности, особенно принимая во внимание то, что не присваивается жилищная поддержка».

«Наибольшие вызовы связаны с возможностью найти квартиру», — указывает Providus. На поддержку самоуправления в решении жилищного вопроса можно претендовать только в случае, если беженцы там задекларированы: «Возникает замкнутый круг».

В связи с этим общественники предлагают оказывать помощь уже по факту присвоения статуса беженца, а не в связи с получением вида на жительство, исключив требование декларирования определенного адреса. Обратим внимание, что в Центре размещения соискателей убежища в Муцениеки лица, уже получившие статус беженца, находиться не могут. Providus недоумевает: если его возможности составляют 400 человек, а находятся только 80, то почему не поселить там и бесквартирных беженцев?

Между тем вернувшиеся в Латвию с Запада беженцы теперь обязаны заплатить в казну штрафы — на каждого члена семьи, включая детей. По некоторым случаям штраф превысил 200 евро. Интересно, куда в случае невыплаты пришлют судебных исполнителей и что те смогут изъять?

Николай КАБАНОВ.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий