Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Разрушители мифов: охота за «Вяйнемейненом»

То, чего не было в реальности: «Потопление финского броненосца «Вяйнемяйнен» на советском плакате.

В биографии одного из самых неуловимых военных кораблей Второй мировой войны — финского броненосца береговой обороны «Вянемейнен» — нашлось место и для таллиннской страницы.

Семен Смеян,

Капитан I ранга в отставке

С незапамятных времен существует у моряков присловье: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Потому и старались подбирать имена для них не только звучные, но и способные защитить в трудную минуту.

Вяйнямейнен — главный герой карело-финского эпоса «Калевала», сотворенный прежде всех прочих людей, сказатель, певец и заклинатель, особенным богатырем не был: там, где другие брали богатырской силой, он действовал умом.

Хитроумие персонажа народной поэмы, похоже, всецело передалось боевому кораблю, названному в его честь: в годы Второй мировой войны он заслужил славу неуловимого для противника, почти что — мистическим образом заколдованного.

Подумать только — он не просто умел скрываться от преследователей, но даже, будучи один раз официально объявлен «потопленным» добрые четверть века после своей «гибели» умудрился оставаться в строю — хоть позже под иным флагом и именем.

Рождение легенды

В конце двадцатых годов прошлого столетия правительство Финляндии приняло программу модернизации своих военно-морских сил.

Первенцами этой программы стали два броненосца береговой обороны, нареченные в честь героев эпоса «Ильмариненом» и «Вянемейненом»: в строй, по завершению всех необходимых ходовых и военных испытаний, они вступили в 1932 году.

Через семь лет кораблям впервые выпало пройти боевое крещение: начатые Советским союзом переговоры о смещении границы от Ленинграда зашли в тупик и между СССР и его северным соседом Финляндией вспыхнула полномасштабная война.

Конечно, «золотой век» броненосцев к тому времени давным-давно был в прошлом. Но техническое переоснащение, которое «Ильмаринен» с «Вяйнемйененом» успели пройти в 1938 году сделало оба корабля серьезными противникам сил Балтийского флота.

Еще до начала непосредственных военных действий финские броненосцы вызвали беспокойство у советского командования. Задача их обязательного уничтожения была поставлена командованием как перед летчиками, так и перед моряками с подводниками.

Приказать легко. Но попробуй-ка, выполни приказ, когда ледовая обстановка на Балтике непредсказуемая, да и сами неприятельские суда от выхода на морской простор отказались: ищи их по шхерам и фьордам, в которые без местного лоцмана, пожалуй, не зайти!

Наконец, точные координаты броненосцев были вычислены. Если и не потопить, то навсегда вывести из строя их было поручено эскадрилье под командованием В. Ракова – это его воздушные разведчики смогли накануне отыскать замаскированные корабли.

Однако, словно какая-то неведомая магия хранила «Вяйнемейнена». Подойти к нему незаметно бомбардировщики не сумели при выходе на боевой курс были встречены плотным огнем. В результате ни одна из сброшенных бомб не попала в цель.

Еще дважды – в декабре 1939 и в феврале 1940 года авиация Балтфлота предпринимали попытки уничтожить финские броненосцы с воздуха. И оба раза — с плачевным для себя результатом: не все самолеты вернулись на базу.

Ничем завершилась и последняя за время Зимней войны, третья попытка вывести из строя хотя бы только один «Вяйнемейнен» — специально разработанная для этого операция 2 марта 1940 года провалилась.

С тех пор среди летчиков Балтийского флота за броненосцем береговой обороны финнов закрепилась слава корабля если даже и не «заколдованного», то уж непотопляемого — однозначно.

Неуловимый до конца

Результаты Зимней войны, а особенно — утрата восточных территорий с важным экономическим и культурным центром, городом Выборгом, были для финнов неутешительными.

Нет ничего удивительного в том, что вскоре после того, как вермахт перешел границы Советского союза, военные действия возобновились – ради реванша Финляндия пошла на союз с гитлеровской Германией.

«Война-продолжение», как принято ее именовать в финской историографии, поставила точку в судьбе «Ильмаринена»: направляясь для соединения с немецким флотом к Моонзундскому архипелагу, 13 сентября 1941 года корабль погиб.

Обстоятельства и причины его гибели – уничтожен ли он был атакой советских самолетов, подорвался ли на мине – своей, советской или немецкой – до сих пор порождают ажиотаж в среде поломать голову над темными страницами военной истории.

Судьба же его собрата «Вяйнемейнена» сложилась не менее — если даже не более — загадочно: на протяжении всего периода боев на море с лета сорок перового до лета сорок четвертого не то, что уничтожить — обнаружить заветную цель толком не удавалось.

К тому времени ситуация на фронтах Второй мировой кардинальным образом поменялась: вытесняя противника за границы Советского союза, части РККА вновь взяли Выборг. Началась подготовка к штурму важного рубежа — Бьеркских или Березовых островов.

В этот-то момент разведка сообщила: в порту города Котка обнаружен «Вяйнемейнен»! Не было никаких сомнений, что при боях за Березовые острова он окажет наступающим серьезное сопротивление. А значит — броненосец требовалось уничтожить.

12 июля 1944 года группа, состоящая из 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, под прикрытием 24 истребителей Як-9 сбросили около 70 бомб ФАБ-500 и ФАБ-100 на броненосец, но… в очередной раз ни одна из них не достигла цели.

Никакой мистики, впрочем, в этом не было — просто противовоздушная оборона порта Котка была организована финнами практически безупречно. Знали об этом и летчики, и командование – но военный азарт, вероятно, был сильнее.

Тем более, что командовал эскадрильей капитан Раков — тот самый, который вел безуспешную охоту за броненосцем еще в ходе Зимней войны: уничтожить противника еще с тех времен было для летчика делом чести.

Всего через четыре дня на уничтожение «Вяйнемйенена» были брошены 132 самолета из состава восьми авиаполков. В ходе операции было сброшено порядка 38 тонн бомб — и уж на этот раз они достигли заветной цели.

Корабль накренился, опрокинулся и вскоре затонул. Командующий Балтфлотом адмирал Трибуц получил долгожданный результат и представил шестерых участников операции к звезде героя Советского союза.

Самым удивительным оказалось то, что вскоре выяснилось: уничтоженный корабль был вовсе не «Вяйнемейненом», а немецким кораблем ПВО «Ниобе», передислоцированным в Котка из Таллинна.

Тут уж о неуловимом финском броненосце заговорили не только краснофлотцы, но и зарубежная пресса: слава «неуловимого» и «непотопляемого» закрепилась за кораблем до конца войны.

Лицом к лицу

Согласно подписанному Финляндией и СССР мирному договору, наличие в составе финских ВМФ подводных лодок, торпедных катеров и броненосцев было исключено. Передать их финны обязывались победителю.

Так «потопленный» уже один раз в гавани Котка — и даже запечатленный в момент «гибели» на специально выпущенном плакате — броненосец «Вяйнемейнен», в целости и сохранности, был передан представителям Советского союза.

По неписаной традиции, вслед за сменой флага, последовала и смена названия: бывший «Вяйнемейнен» был переименован в «Выборг». Что тоже символично: и корабль, и город, в честь которого он был теперь назван, прежде были финскими.

Уже в 1947 году «Выборг» принял участие в учениях Балтфлота. Еще через семь лет корабль перешел в Таллин и был поставлен в средний ремонт на заводе номер 7 — бывший Ноблесснера.  Ремонт завершился в 1957 году и «Выборг» принял участие в учениях.

Вот тогда-то автор этой статьи и увидел впервые этот легендарный броненосец, который к этому времени уже имел на флоте мифические названия: звали его и «корабль-призрак», и «заговоренный», и конечно же, «непотопляемый». А было это так…

Дивизиону торпедных катеров 36-ой Краснознаменной дивизии была поставлена задача атаковать на учении совместно с авиацией условного противника: его- то «роль» и довелось исполнять в тот раз монитору «Выборг».

Вот тогда–то на переходе в район учения мы встретили броненосец, который шел также в заданный район параллельным курсом. Командир разрешил матросам по очереди подняться в ходовую рубку и посмотреть на этот корабль. Волнение моря было около 5 баллов и для торпедных катеров это было пределом.

Броненосец шел со скоростью узлов десять. Мы рассматривали его в бинокль. Он шел медленно, разрезая волны, клонясь с борта на борт, и его обводы создавали впечатление, что это плывет не корабль, а утюг.

Его надстройка и орудия главного калибра создавали впечатление, будто бы корабль со всеми его надстройками – единое целое. Это, признаюсь, зачаровывало и даже несколько поражало наше воображение.

После мне пришлось видеть много красивых советских кораблей как то: крейсер 68-бис или эсминец проекта 56, но внешний вид броненосца «Вяйнямейнен» тогда оставил глубокий след в памяти.

Тогда нам еще было неизвестно, что этот корабль был недавно легендой и породил столько мифов. Знал ли об этом наш командир, когда позволил матросам полюбоваться им? Поди проверь…

*                        *                         *

После среднего ремонта «Выборг» находился в составе флота до февраля 1966 года. В сентябре этого года бывший «Вяйнямейнен» был передан для разделки на металл. Так закончилась история корабля-призрака, послужившим двум государствам.

Удивительным является тот факт, что «Вяйнямейнен» за две войны не произвел ни одного выстрела по кораблям противника, но заставил себя уважать и создать вокруг своего имени мистическую славу.

Что ж — на флоте бывает и такое. Кто знает — не хранил ли броненосец его легендарный покровитель-тезка — хитроумный рунопевец, первый среди людей не только по возрасту, но и по мудрости?

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий