Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Герои «оленной армии»

Автор: Сергей Виноградов

Рассказать миру о вкладе представителей коренных народов России в Победу в Великой Отечественной войне – такую цель преследует Миссия России при ООН, запустившая в соцсетях мультимедийный проект накануне Международного дня коренных народов мира, который отмечается 9 августа.

«Русский мир» побеседовал с историками оленно-транспортных батальонов, которые в годы войны формировали из представителей малых народов Севера, и с потомками героев, внёсших свой вклад в победу наш фашизмом. Среди них были и простые оленеводы, и всемирно известные художники и косторезы, первые писатели-северяне, учёные. Сохранилось множество свидетельств того, что воины-оленеводы отличались отвагой, смекалкой и умелым использованием природы и особенностей климата, а многие правдивые истории об их подвигах стали частью героического фольклора на их родине.


 Герои «оленной армии»

Памятник оленно-транспортным батальонам, установлен в Нарьян-Маре в 2012 г. Фото: nashenasledie.livejournal.com

На оленях и на лыжах

Подвиг оленно-транспортных батальонов увековечен в памятнике, открытом в 2012 году в Нарьян-Маре, единственном городе Ненецкого автономного округа. Выбор места неслучаен – город стал столицей формирования уникальных подразделений, состоящих в основном из ненецких оленеводов. Впрочем, в батальонах были и представители других национальностей – саамы, коми, русские. По официальной информации, в армию были призваны около шестисот оленеводов и семь тысяч ездовых оленей.

По словам жителя Нарьян-Мара Юрия Канева, автора книги «Оленная армия», приказ о срочном формировании местного ополчения для защиты Заполярья от нападения на Карельском фронте был получен в конце первого года войны.

– Сразу внесём ясность – никаких оленно-транспортных батальонов не существовало, – рассказал историк «Русскому миру». – В феврале-марте 1942 года были сформированы олене-лыжные батальоны, но просуществовали они лишь до сентября 1942 года. Когда стало ясно, что большого наступления в Заполярье не предвидится, из них создали 31-ю отдельную лыжную бригаду. Вместо этого были созданы оленьи транспорты (существовали три армейских и три дивизионных), которые придавались соединениям для организации транспортных перевозок в условиях бездорожья. Интересно, что оленьи транспорты были сезонными частями – создавались осенью и работали до весны, после чего часть бойцов передавалась в стрелковые части, а часть в качестве пастухов отгоняла оленей на выпас в тыл.


 Герои «оленной армии»

Эвакуация раненых, 1942 г. Фото: nashenasledie.livejournal.com

Оленные подразделения доставляли на передовую оружие, снаряды и продукты питания, перевозили раненых буквально с мест сражений, вытаскивали сбитые самолёты. Согласно данным, собранным Каневым, в годы войны на оленях вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых и доставили красноармейцам 17 тысяч тонн боеприпасов.

Зачем олени, если есть проходимые грузовики? В северных условиях «олени лучше», как пелось в известной песне. Отсутствие дорог, глубокий снежный покров заставляли танки вязнуть, а олени легко бежали по насту со скоростью 50 – 80 километров в час. Кроме того, олень – живое существо и способен действовать по ситуации. Например, свернёт перед препятствием (в бою всякое случается), прибежит домой вместе с грузом и без оленевода. Сохранились сведения о том, что оленей готовили к боям, тренировали, приучали не бояться взрывов снарядов.


 Герои «оленной армии»

Фото: nashenasledie.livejournal.com

Благодаря налаженной работе по вывозу раненых оленные части фактически заменили собой авиацию, применявшуюся для транспортировки из лазаретов. Ветераны оленных подразделений вспоминали о том, что немцы в первое время не видели в оленях угрозы, но, поняв их значение, начали методично расстреливать с самолётов движущиеся по белой пустыне караваны и отдельные нарты. Тогда для маскировки на животных стали надевать белые попоны.

«Вернулись с фронта жестче, суровее»

Погонщики, «водители оленей», фронтовые шофёры – все эти определения не подходят к бойцам «оленной армии». Они были полноценными воинами, приносившими армии огромную помощь: например, брали «языков», пользуясь знанием местности и погодных особенностей. А таких разведчиков ещё поискать

– Дожил ли кто-нибудь из бойцов «оленной армии» до 75-летия Победы? – интересуюсь у Юрия Канева.

– К сожалению, нет. Последним умер 9 июля 2012 года Иван Лаврентьевич Филатов, родившийся в 1918 году. Мне удалось застать живыми двух бойцов 31-й бригады – Ивана Лаврентьевича и Владимира Андреевича Тремзина. Оба достаточно много рассказали о боевых действиях бригады. Это было диверсионное соединение, созданное из северян для нанесения ударов по тылам противника. Причём Тремзин служил в разведроте, которую егеря хорошо знали и называли «зелёные черти Соловьёва». Полковник Соловьев – это комбриг, очень опытный разведчик, впоследствии генерал-майор, командир 126-го легкого стрелкового корпуса. Так вот, из первоначального состава роты численностью в 102 человека до конца войны дошли семеро, в том числе и Тремзин.


 Герои «оленной армии»

Фото: nashenasledie.livejournal.com

– Представляются суровые, бывалые ветераны с северной закалкой. Какими они предстали перед вами?

– В массе своей те, кто был призван в ноябре-декабре 1941 году в состав этих частей – это зрелые, или, как говорят на Севере, «паровые» мужики. У всех были дети, жёны, матери, многие до войны отслужили «кадровую». Воевали они осторожно, разумно, отважно. Про некоторых из них я написал очерки в своей книге. Например, об Иване Осиповиче Кислякове, кавалере ордена Красной Звезды и четырёх медалей «За отвагу», первом из награждённых Якове Степановиче Хатанзейском, героически погибшем 1 февраля 1943 года. Также достойны упоминания кавалеры трёх боевых орденов Дмитрий Гаврилович Попов и Иона Егорович Чуркин, который уничтожил из пулемёта сотню немецких солдат и офицеров врага.

– Война вторглась в традиционный образ жизни коренных народов. Как она изменила фронтовиков?

– Как вспоминают близкие, большинство вернулось с фронта с изменившемся характером – стали жестче, суровее. Почти все продолжали работать в той сфере, откуда ушли на войну – в оленеводстве, в морском порту, рыбаками. Ещё одна особенность – они активно восполняли убыль населения. Практически у всех после войны родились дети – два, три, четыре ребёнка. Как говорится, за себя и за того парня.


 Герои «оленной армии»

Фото: nashenasledie.livejournal.com

Упряжка Победы

Такое название получил грантовый проект семейной родовой общины Ненецкого округа «Мядекоця» (маленький чум), приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Краеведы, педагоги и юные артисты из творческих коллективов «Ханийко» («дети Севера») и «Хаяр» («Солнце») должны были сесть в одну «упряжку» и отправиться по сёлам за сбором историй о героях «оленной армии».

Осенью участники экспедиции намеревались представить фильм о своём путешествии. Но снимать пока нечего, поскольку экспедиция откладывается из-за коронавируса. Руководитель проекта Ирина Коткина рассказала «Русскому миру» о том, что организаторы «Упряжки Победы» не отчаиваются и намерены отправиться в дорогу если не в августе, так в сентябре. Даже с транспортом договорились – по реке на «воздушной подушке» поедут.

В центре фильма будет не только собранная информация и рассказы родственников героев «оленной армии». Авторы намерены проследить, как в юных участниках путешествия, горожанах со смартфонами, пробуждается интерес к своим корням и истории родного края.

Экспедиция пока не трогается с места, между тем информации для будущего фильма уже скопилось предостаточно. Благодаря открытой в интернете группе проекта истории о подвигах местных жителей в годы войны множатся. И названия уже почти фольклорные: «Как саамы оленью землю защищали», «Как Длинноногий домой с фронта вернулся», «Как защитники Заполярья парад у фашистов сорвали»… Кажется, пара устных пересказов этих исторических фактов у северного костра, и они превратятся в былины или песни.


 Герои «оленной армии»

Весной 2018 года члены военно-патриотического клуба «Белый медведь» прошли 841 км по маршруту следования оленных эшелонов. Фото: «Упряжка Победы» / Вконтакте

– В комментариях к историям о наших героев люди сообщают, что это их родственники, делятся воспоминаниями, интересуются, – говорит Ирина. – Хорошо, что наша группа несёт объединяющее начало.

В одной упряжке с организаторами проекта дети и внуки героев. Художница Мария Канюкова нарисовала своего деда Петра Канюкова молодым, в традиционной одежде оленевода. Пётр Канюков участвовал в двух войнах: в Финскую дошёл до Выборга, в Великую Отечественную – до Кёнигсберга. Воевал он и в составе упомянутой 31-й дивизии.

– Дедушку я не застала, он умер до моего рождения, – рассказала Мария. – Портрет рисовала по фотографии, которую нашла в его фотоархиве. Старалась передать то, что мне мама о нём рассказывала. Про сражения он не любил говорить, а о том, как жили во время войны, делился. Он всю жизнь был оленеводом, и мама воспитывалась в этих условиях. Я – другое дело, о том, как ухаживать за оленями, знаю понаслышке. С детства любила рисовать, решила стать художником. Сейчас выпустилась из Нарьян-Марского колледжа, хочу поступать в Санкт-Петербург. О народных традициях кое-что знаю. Мама научила шить традиционных ненецких кукол нухуко из утиных клювов. Не знаю, как обстоят дела с клювами в Санкт-Петербурге, но это умение навсегда со мной. Своих корней забывать нельзя. 

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий