Как познакомились главный советский поэт и великий мексиканский художник, что они рассказывали друг о друге и почему Ривера называл голос Маяковского чудодейственным — в материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
В Государственном музее В.В. Маяковского хранится портрет поэта, написанный известнейшим мексиканским художником Диего Риверой. За картиной, созданной в 1955 году в Москве, скрывается большая история дружбы двух великих людей.
18 дней в океане
В 1924 году Советский Союз и Мексика установили дипломатические отношения. Мексиканская прогрессивная общественность проявляла большой интерес к советским литературе и искусству, и в 1920-е между странами начался культурный обмен. Одним из первых деятелей культуры СССР, посетивших Мексику, стал Владимир Маяковский.
В Латинскую Америку поэт отправился 21 июня 1925 года из французского порта Сен-Назер на трансатлантическом корабле. По дороге он вел дневниковые записи. «ПАРОХОД “ЭСПАНЬ” 14 000 тонн. Пароход маленький, вроде нашего “ГУМ’а”. Три класса, две трубы, одно кино, кафе-столовая, библиотека, концертный зал и газета», — писал Маяковский, ехавший первым классом. Путешествие до мексиканского портового города Веракрус длилось 18 дней, включая остановку в Гаване.
«Стояли сутки. Брали уголь. В Вера-Круц угля нет, а его надо на шесть дней езды, туда и обратно по Мексиканскому заливу. Первому классу пропуска на берег дали немедленно и всем, с заносом в каюту… Второй класс сходил с выбором. Пускали на берег нравящихся капитану. Чаще — женщин. Третий класс не пускали совсем — и он торчал на палубе, в скрежете и грохоте углесосов, в черной пыли, прилипшей к липкому поту, подтягивая на веревочке ананасы».
«Навстречу
медленней, чем тело тюленье,
пароход из Мексики,
а мы —
туда.
Иначе и нельзя.
Разделение
труда».
Это строки из стихотворения «Мелкая философия на глубоких местах», которое Маяковский написал во время путешествия. 18-дневное плавание вдохновило его на несколько произведений — также появились «Испания», «Шесть монахинь», «Атлантический океан», «Блек энд уайт» и «Христофор Колумб».
Владимир Маяковский в Мексике. Автор неизвестен. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Кактусы и человек с «хорошим животом»
Маяковский прибыл в Веракрус 8 июля. Поэт был сражен: «Такой земли я не видал и не думал, что такие земли бывают. На фоне красного восхода, сами окрапленные красным, стояли кактусы. Одни кактусы. Огромными ушами в бородавках вслушивался нопаль, любимый деликатес ослов».
До Мехико из Веракруса Маяковский добирался на поезде. На вокзале его встретил Диего Ривера. Маяковский знал, что ему предстоит встреча с величайшим художником страны и одним из основателей мексиканской коммунистической партии. Ему не терпелось увидеть Риверу воочию.
«Диего оказался огромным, с хорошим животом, широколицым, всегда улыбающимся человеком. Он рассказывает, вмешивая русские слова (Диего великолепно понимает по-русски), тысячи интересных вещей, но перед рассказом предупреждает: — Имейте в виду, и моя жена подтверждает, что половину из всего сказанного я привираю», — писал поэт о первой встрече с Диего.
Диего Ривера с ксолоитцкуинтли в Доме-музее Фриды Кало
Говоря о жене, Ривера имел в виду Гуадалупе Марин, мексиканскую писательницу и модель, на которой был женат вторым браком в 1922–1927 годах. Фриде Кало, которая станет третьей и самой известной из жен Диего Риверы, во времена визита Маяковского только исполнилось 18 лет. В то время она училась в школе «Препаратория», где изучала медицину и где, кстати, впервые встретилась с Риверой. Художник преподавал в этом учебном заведении в начале 1920-х.
Первым делом Диего Ривера повел Маяковского в музей, где они смотрели «древние, круглые, на камне, ацтекские календари из мексиканских пирамид, двумордых идолов ветра, у которых одно лицо догоняет другое». Больше поэта впечатлила роспись здания Министерства народного просвещения, сделанная Риверой. Маяковский назвал мурал «первой коммунистической росписью в мире», в которой художник показал «прошлую, настоящую и будущую историю Мексики».
Владимир Маяковский на корриде. Автор неизвестен. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
На тот момент поэт уже успел побывать в Германии и Франции, поэтому в письме Лиле Брик от 15 июля 1925 года провел такое сравнение:
«Во-первых, конечно, все это отличается от других заграниц главным образом всякой пальмой и кактусом, но это произрастает в надлежащем виде только на юге за Вера-Круц. Город же Мехико тяжел, неприятен, грязен и безмерно скучен. Я попал не в сезон (сезон — зима), здесь полдня регулярно дожди, ночью холода и очень паршивый климат, т. к. это 2400 метров над уровнем моря, поэтому ужасно трудно (первые две недели, говорят) дышать и сердцебиения, что уже совсем плохо».
Чудодейственный голос Маяковского
Владимир Маяковский пробыл в Мексике около трех недель. С Риверой они виделись каждый день. Встречи происходили в советском посольстве, где остановился поэт, в гостях у самого художника и у знакомых.
В.В. Маяковский на крыше советского полпредства в Мексике. Автор Э. Вольф. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Однажды за одним столом собрались русские и мексиканские политические деятели, художники, инженеры и писатели — каждый из них «был готов убить того, кто осмелился бы усомниться в его революционности». Гости произносили тосты, вели беседы и споры, которые в результате переросли в большую драку мексиканцев с русскими — в ход шли бутылки, стаканы и стулья, а вскоре в руках мексиканцев оказались револьверы.
«Маяковский крикнул по-русски: “Слушайте!” Все прекратили драку и уставились на него, а он стал читать “Левый марш”, и голос его звучал все громче и звонче. Мексиканцы успокоились и, когда поэт закончил чтение, устроили ему бурную овацию: бросились к нему, чтобы обнять его, и стали обнимать друг друга. Так чудодейственный голос Маяковского и его поэзия восстановили мир. Достигнув этого, поэт вышел на улицу, и все последовали за ним». Из воспоминаний Диего Риверы
За время своего пребывания в Мексике Маяковский объездил окрестности, побывал в театрах, кино, музеях и даже на корриде. Кроме знакомства с местной культурой и историей, поэт выступал перед рабочими, охотно общался с прессой, а также знакомился с художниками и политическими деятелями, в их числе был и министр просвещения Мануэль Пуиг Касауранк. Встреч у Маяковского было так много, что он даже заказал в Мехико визитные карточки.
Коробка для визитных карточек, которые Владимир Маяковский заказал в Мехико. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Коробка для визитных карточек, которые Владимир Маяковский заказал в Мехико. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Коробка для визитных карточек, которые Владимир Маяковский заказал в Мехико. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Впечатления о стране вылились в стихотворение «Мексика»:
Пятьсот
по Мексике
нищих племен,
а сытый
с одним языком:
одной рукой выжимает в лимон,
одним запирает замком.
Нельзя
борьбе
в племена рассекаться.
Нищий с нищими
рядом!
Несись
по земле
из страны мексиканцев,
роднящий крик:
«Камарада!»
Голод
мастер людей равнять.
Каждый индеец,
кто гол.
В грядущем огне
родня-головня
ацтек,
метис
и креол.
27 июля Маяковский выехал из Мексики и продолжил свое путешествие уже в США.
Ответный визит и ненаписанный портрет Сталина
Диего Ривера впервые посетил Москву в 1927 году — он был приглашен Советским Союзом на празднование 10-й годовщины Октябрьской революции.
В Москве он посещал выставки, театры и в качестве почетного гостя присутствовал на заседаниях Всемирного конгресса друзей СССР. Ривера выступал с лекциями о латиноамериканском искусстве и стал одним из учредителей художественного объединения «Октябрь», в которое входили художники, архитекторы, режиссеры и литераторы. Главной целью «октябрьской группы» было содействие «дальнейшему развитию в СССР и во всем мире подлинно революционных, т. е. пролетарских течений в области пространственных искусств».
Диего Ривера даже подписал договор на создание фрески в Центральном доме Красной армии и получил предложение написать портрета Иосифа Сталина, но по ряду причин ни первое, ни второе не осуществилось.
За время пребывания Риверы в Москве он не раз встречался с Маяковским. Художнику запомнилась одна их таких встреч в середине ноября в доме Маяковского и Бриков в Гендрикове переулке.
«В те дни, в один очень холодный вечер, Маяковский пригласил нас к себе в дом… Там было жарко, как в печи, и там действительно пылал энтузиазм тех, на чью долю выпала радость и честь воспользоваться гостеприимством гения. Нас было много в его доме… В тот вечер, о котором идет речь, к Маяковскому пришли и люди, знаменитые уже тогда, и люди, которые стали знаменитыми впоследствии. Среди первых был Теодор Драйзер, автор “Американской трагедии”», — вспоминал Ривера.
В Москве Ривера пробыл до мая 1928 года.
Портрет и запись в книге отзывов
В следующий и в последний раз Диего Ривера приехал в Москву осенью 1955 года на лечение. В январе 1956 года сотрудники Государственной библиотеки-музея В.В. Маяковского отправили художнику письмо с просьбой написать портрет поэта:
«Нам очень хочется, дорогой товарищ Диего, чтобы Вы сделали портрет Владимира Владимировича для нашего музея, изобразив его таким, каким Вы его помните. Для нас и для наших посетителей это было бы большим и дорогим подарком и воспоминанием и о самом В.В. Маяковском, и о его друге Ривере — лучшем художнике Мексики, посетившем нас осенью 1955 года».
Портрет Владимира Маяковского. Автор Диего Ривера. 1956 год. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Просьбу Ривера выполнил и в память о поэте создал его портрет, на котором написал: «Таким я помню Маяковского в Мексике». В книге отзывов библиотеки-музея В.В. Маяковского мексиканский художник оставил следующие строки: «С волнением вспоминаю величайшего поэта революции Маяковского, другом которого я имею честь называться».
Диего Ривера в Москве. 1950-е годы. Из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского
Ваш комментарий будет первым