Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Эстония ищет сельских врачей: в элитных школах таких не делают

Карикатура: Eva Sarma

Проблему нехватки семейных врачей в сельской местности можно решить, по мнению доктора Пеэтера Мардна, снизив порог поступления на медицинский факультет. Медицинское сообщество бурно отреагировало на это предложение, и мнения разделились на «за» и «против».

София Ива

Sofia.Iva@tallinnlv.ee

На сегодняшний день для того, чтобы поступить на медицинский факультет, средняя сумма экзаменационных баллов должна быть выше 90. Заслуженный врач Пеэтер Мардна полагает, что порог поступления необходимо снизить до 80, то есть на 10 баллов. Как передает ERR, по мнению Мардна, снижение проходного балла позволит выпускникам школ из сельских районов конкурировать с выпускниками элитных школ.

Помимо этого, как считает врач, самоуправления могли бы заключать с выпускниками школ договоры о будущей практике в сельской местности или регионе с недостатком семейных врачей еще до начала учебы на медицинском факультете. Договоры предполагают стипендию, которую нужно будет вернуть, если выпускник не выполнит условия соглашения.

Разница мнений

Медицинское сообщество не пришло к единому мнению по поводу предложений, высказанных доктором Мардна. Так, например, глава Общества семейных врачей Ле Валликиви посчитала, что подобное решение приведет к созданию некоторой «группы дурачков» среди будущих семейных врачей. Валликиви полагает также, что молодых людей, находящихся только в начале своего пути, нельзя привязывать к рабочему месту.

Доктор же Иво Саарма поддерживает предложение Мардна: «Возможно, моя точка зрения не будет популярной, но я согласен с доктором Мардна. Я помню, когда я поступил на медицинский факультет, лечебное дело и педиатрия были разделены, и, например, на педиатрию было поступить гораздо легче, чем на лечебное дело». Саарма уверен, что снижение порога поступления не повлияет на качество медицины в дальнейшем. По его словам, жизнь демонстрирует каждый день, что те, кто заканчивает медицинский факультет, не всегда становятся великими учеными или врачами.

«Успехи учебного процесса не всегда способны показать, каким специалистом человек станет в будущем. Проходной балл не должен быть единственным критерием при поступлении. Возможно, сейчас следует обращать больше внимания на личностные качества, на психологические характеристики – подходит ли человек для профессии, правильный ли он делает выбор, поступая на медицинский факультет. По крайней мере, у людей, которые хотят стать семейными врачами, будет больше шансов и возможностей, хотя бы, попробовать», — считает врач.

Аналогичного мнения придерживается и врач Адик Левин. По его словам, для того, чтобы стать квалифицированным специалистом, можно иметь и средние баллы. Для хорошего врача гораздо важнее умение быть работоспособным и отстаивать свои интересы, бороться за то, что ты делаешь. «Нужно понимать, что человек, поступивший на медицинский факультет — не гений. Сейчас многие говорят о том, что снижение проходного балла — оскорбительно. Я думаю, это не так. Те люди, которые хотят идти в медицину, должны идти туда, а жизнь расставит все точки над i».

Левин уверен, что предложение о выплате стипендий для тех, кто будет работать в регионах, очень удачное, несмотря на то, что некоторые семейные врачи его также раскритиковали. «Это предложение не ново, это уже давно используемая, правда, немного забытая практика. Я сам проходил обучение в Санкт-Петербурге с условием того, что вернусь работать в Эстонию. Эстония уже получала медицинские кадры таким образом», — рассказал он.

Без преград

Однако профессор семейной медицины Тартуского университета Рут Калда не считает, что в снижении порога поступления есть необходимость. Калда уверяет, что на сегодняшний день на медицинский факультет поступают не только выпускники элитных школ Таллинна и Тарту, следовательно, нет оснований полагать, что молодые люди из других регионов глупее и врачебное дело для них — недоступно.

«Скорее, мы видим, что молодые люди из Ида-Вирумаа, с островов, Южной Эстонии и других регионов не хотят возвращаться, чтобы жить и работать там, откуда они приехали сразу после приобретения профессии. Сначала им хотелось бы наладить жизнь и получить опыт в крупных городах, и это можно понять», — отметила она.

Выход из так называемого кризиса семейной медицины следует искать, по мнению Калда, с помощью иных решений. Более зрелые и опытные врачи, отмечает она, иногда с удовольствием уезжают из больших городов, чтобы жить и работать в регионах, особенно когда их собственные дети подросли: «Поэтому я думаю, что акцент должен быть сделан не только на том, как «привлечь» молодых людей в регионы. Можно предложить «мотивационный пакет» и благоприятные условия для всех, независимо от возраста и продолжительности медицинского опыта».

По словам Калда, в некоторых странах, где есть аналогичная проблема в сфере семейной медицины, врачам, выезжающим на работу в малые регионы или сельскую местность, платят значительно более высокую заработную плату, и врачи также получают существенную поддержку со стороны местных самоуправлений. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что снижение порога поступления — не единственное решение проблемы.

И без помощи

Калда также убеждена, что сложившаяся ситуация в сфере семейной медицины и других областях напрямую связана с региональными политическими решениями, и врачи — не единственные специалисты, которых не хватает в регионах и малых городах. «Нехватка работы, например, для одного из супругов или недоступность образования для детей являются распространенной проблемой в регионах, также в сельской местности могут быть недоступны качественные возможности для отдыха».

По мнению семейного врача Ээро Мерилинда, снижение порога поступления не принесет должного результата. Он подчеркнул, что будет очень рад, если на медицинский факультет поступят лучшие выпускники школ. «Профессия семейного врача крайне сложна и требует огромного количества знаний и умений. Ситуацию с нехваткой семейных врачей можно изменить, если лучшие выпускники университета будут мотивированы выбирать семейную медицину потому, что это специализация интересна и хорошо оплачиваема», — сказал Мерилинд.

С его точки зрения, основная проблема в Эстонии заключается в том, что на сегодняшний день в стране 70% врачей — это врачи-специалисты, а на врачей семейной медицины приходится только 30%, хотя это соотношение должно быть противоположным. В Эстонии, по его оценке, семейная медицина по сравнению со специализированной врачебной помощью страдает от недофинансирования, а также отсутствует система, в которой семейная и специализированная врачебная помощь работали бы сообща на благо населения.

Член парламентской комиссии по социальным вопросам Виктор Васильев убежден, что прежде всего необходимо реорганизовать весь амбулаторный уровень помощи, а семейные врачи должны были бы работать не как конкуренты и частные предприниматели, а как партнеры, которые работают вместе, в центрах здоровья.

Вопрос организации

Работа центров здоровья, пояснил Васильев, могла бы быть организована следующим образом: во главе команды из, скажем, 10 семейных врачей должен стоять т.н. бригадир. «Таким образом, тот центр здоровья, где работает, например, 30 семейных врачей мог бы обеспечить и неотложную помощь после шести вечера и, допустим, в выходные дни», — предлагает он.

В семейных центрах здоровья, по его мнению, должна быть и возможность организации приема специалистов: «Сейчас же ситуация такова, что специалисты рекомендуют обращаться к семейному врачу, а если семейный врач направляет человека к специалисту, то пациент сталкивается с полугодовой очередью».

Кроме того, существует множество пациентов, нуждающихся не во врачебной, а в сестринской помощи. В наше время, отмечает Васильев, квалификация медицинских сестер позволяет оказывать услугу самостоятельного приема и выполнять простые процедуры или организовать помощь на дому.

«А сестринская помощь на дому у нас практически не развита, находится в каком-то зачаточном состоянии, хотя данный вид помощи обходится Больничной кассе всего в 1% от бюджета. Если увеличить объем средств вдвое, сумма будет смешная, но это разгрузит как семейных врачей, так и специалистов. Все проблемы семейной медицины решаемы за счет разумной реорганизации помощи. Нам нужны центры семейной медицины, где принимают семейные врачи, но где также есть блок сестринской помощи и возможность приема специалиста», — считает Виктор Васильев.

При снижении порога поступления качество медицинских услуг может ухудшиться, опасается он: «Да, мы выигрываем в количестве, но качество – однозначно пострадает. Неужели мы хотим много, но плохих врачей?»

Эстония ищет сельских врачей: в элитных школах таких не делают

Карикатура: Eva Sarma

ПОХОЖЕЕ ПО ТЕМЕ

Мяннарт: обещаем не беспокоить врачей по пустякам!
Джаниашвили: услуга вызова врача на дом должна быть платной
Педиатр Адик Левин: здравоохранение должно служить ребенку
Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий