Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Пушкинский конкурс. Русист из Польши: Миссия учителя — в правдивом отношении к действительности

«Учитель русского языка живет внутри истории, а история живет внутри него. На его груди — глубокий отпечаток сапога солдата Вермахта; в кармане шинели — слипшиеся от крови письма из дома и комсомольский билет; в горле — захлебнувшийся крик "За Родину" безусого командира; в ушах — холодный свист снарядов; в глазах — мутные вдовьи слезы да воронки затонувших кораблей; на губах — расплескавшиеся фронтовые сто граммов; на щеках — вмятины от костылей на черных дорогах и только в сердце — пылающий автограф Великой Победы»,- пишет в своем эссе на XX Международный Пушкинский конкурс «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка» русист из польского города Лодзь Иван Смирнов.

В Польше многие знают русский язык. В школах выбирают его в качестве иностранного. В гуманитарном клубе билингвов русист преподает для тех ребят, которые в будущем планируют стать журналистами, филологами, переводчиками и работать в странах Восточной Европы.

«На уроках русского говорить с учащимися о войне нужно, но не в ключе обвинений и оправданий, а в той технике, в какой пишет на холсте художник: с достоинством, уверенностью, пусть сурово, но честно, резкими мазками, без слащавого флера, определяя свою позицию относительно ложного представления окружающих, мнящих себя жертвами "агрессоров", которые, кстати, и освободили Польшу», — рассказывает автор эссе.

Он всегда напоминает своим ученикам, какой ценой Советскому Союзу досталась Победа над гитлеровцами. При освобождении Польши погибли более шестисот тысяч советских солдат и офицеров и более полутора миллионов были ранены.

Иван Смирнов рассказывает своим подопечным историю войны, основываясь на архивных документах: «В 1939 году Лодзь была оккупирована фашистской Германией и переименована в Литцманнштадт, в честь немецкого генерала Карла Литцманна. В 1940 году официально было открыто Лодзинское гетто, и на территории Польши оно оказалось вторым по величине после Варшавского. Здесь каждый дом — мир несчастий и боли. В этих стенах умирали от голода и болезней, тоски и безысходности. Из этих подъездов карательные отряды забирали людей в последний путь. В печах крематориев и газовых камерах Аушвица-Биркенау принудительно заканчивался земной путь евреев, цыган, военнопленных, стариков и детей. Лодзинское гетто просуществовало дольше всех, к его ликвидации Третий Рейх приступил лишь весной 1944 года. В конечном итоге город был освобожден Советской армией в январе 1945 года».

Лодзь практически не была разрушена, и сейчас она со своими архитектурными и ландшафтными достоинствами — город уникальной истории и памяти жертв нацистского режима. «Мы не гонимся за пряничной сусальностью, сами постройки играют роль молчаливых свидетелей средоточия насилия, которое мы не готовы забыть», — пишет преподаватель.

Чтобы максимально точно донести реальные факты до своих учеников, Иван мысленно ищет поддержки у своих деда и бабушки Базыля и Анны Холецких — поляков, солдат Великой Отечественной войны. В июле 1941 года двадцатилетний Базыль, примерив новенькую гимнастерку, добровольцем ушел на фронт. Вслед за ним на войну отправилась молодая жена — восемнадцатилетняя Анна. Дед служил в пехоте, под Курском получил тяжелое ранение. Анна Холецкая была кочегаром паровоза санитарного поезда, перевозившего раненых с линии фронта в глубокий тыл. «Свидетельства Второй Мировой войны — это духовное завещание миллионов безымянных солдат, чьи правнуки могли бы стоять рядом со мной, плечом к плечу. Сейчас проще переписать историю и осквернить память, чем найти в себе мужество правдиво ее воспринять», — считает педагог.

Текст: Елена Кухтенкова

«Российская газета»

Пушкинский конкурс проводят «Российская газета» совместно с Правительством Москвы при участии Московского Дома соотечественника (МДС) и при поддержке Россотрудничества.

Фото: освобождение Варшавы 1945

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий