Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Хроники Дома русского зарубежья. Семья русских эмигрантов Кривошеиных

Сегодня в новой рубрике, посвященной насыщенной 25-летней деятельности Дома русского зарубежья, рассказывается о мероприятиях, связанных с членами семьи русских эмигрантов Кривошеиных (Франция, Париж) — наверное, одной из самых «пишущих» семей российских зарубежных соотечественников. Книга Кирилла Александровича Кривошеина «Судьба века: Кривошеины» послужила материалом для А.И.Солженицына (отец автора Александр Васильевич Кривошеин и его сыновья стали действующими лицами эпопеи «Красное колесо»), Нина Алексеевна Кривошеина — автор воспоминаний «Четыре трети нашей жизни», которые легли в основу известной киноленты «Восток — Запад», ее сын Никита Игоревич Кривошеин презентовал в стенах ДРЗ книгу «Дважды Француз Советского Союза», а его жена Ксения Кривошеина — работу «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней».

Презентация книги «Дважды Француз Советского Союза» (Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014) в Доме русского зарубежья состоялась 8 октября 2014 года. Приведем фрагмент статьи автора этих строк об этом событии:

«…Итак, отчего же советский гражданин, сын патриотов-репатриантов, возвратился во Францию, став “дважды Французом” Советского Союза? Ответ на этот вопрос — в самой биографии автора…

Прибыв с родителями в СССР в 1947 году, тринадцатилетний Никита продолжил свое образование: вечернюю школу рабочей молодежи сменил серьезный вуз — Московский институт иностранных языков. В августе 1957 года молодой специалист был арестован КГБ за напечатанную в газете “Le Monde”, неподписанную статью о вторжении советских войск в Венгрию. Осужденный по печально известной 58-й статье, Никита Кривошеин отбывал наказание в мордовских лагерях для политзаключенных, где встретил, по его выражению, настоящих, мыслящих, интересных людей — священников, поэтов, инженеров разных национальностей и политических предпочтений.

В течение последующего “свободного” десятилетия Никита Игоревич работал письменным и синхронным переводчиком, сотрудничал с журналом “Новое время” и в 1971 году эмигрировал во Францию. Его отец оказался в лагерях гораздо раньше и, отсидев пять лет из “положенных” “английскому шпиону” десяти (в 1954 году он был реабилитирован), вернулся к семье. Родители, вспоминает Никита Игоревич, уехали во Францию в 1974 году, где и закончили свой долгий и трудный жизненный путь…

Во Франции Никита Кривошеин работал синхронным переводчиком в ЮНЕСКО, ООН, Совете Европы (возможно, отсюда — его особенная интонация — мерное, негромкое “раскачивание” на полутонах, завораживающее и подчиняющее внимание слушателя), публиковал свои статьи и воспоминания в “Русской мысли” и “Звезде”, выступал на радио “Свобода”, принимал участие в подготовке к изданию духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина)… Он был знаком со многими яркими представителями русского изгнания, — к примеру, с героем Франции, представителем старой дворянской фамилии Николаем Васильевичем Вырубовым, — о чем тоже рассказал в своих воспоминаниях…»

Через год, 24 ноября 2015 года, в ДРЗ состоялась презентация книги супруги Никиты Игоревича — Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» (М.: Эксмо, 2015). Автор этих строк была свидетелем произошедшего, о чем и написала читателям нашего сайта — приведем фрагмент текста:

«…Представляемое издание — квинтэссенция исследования жизненного и творческого пути матери Марии (Скобцовой), проделанного Ксенией Кривошеиной за многие годы работы с этой темой: в 2004 году выходила в свет первая книга автора о творчестве монахини “Красота спасающая”, а авторский сайт К.Кривошеиной о матери Марии mere-marie.com существует уже несколько лет. “Я почувствовала, что могу написать эту книгу так, как надо написать с исторической точки зрения, — признается исследовательница, — поскольку мать Мария — типичная русско-европейская фигура конца XIX — начала XX века: как и вся русская интеллигенция этого периода, она жаждала перемен, но когда их увидела — ужаснулась и «отрезвилась»…”

Так кто же это — монахиня мать Мария, одним известная как “социалистка и партизанка”, а другим — как канонизированная святая?.. Мария Скобцова (в девичестве Пиленко) родилась в Риге, в аристократической семье “достаточно левых взглядов”, детство провела в Анапе, юность — в Петербурге. Как и многие ее ровесницы, одаренная и любознательная девушка посещала философско-литературные собрания. Со смертью отца, от которого, по словам К.Кривошеиной, унаследовала бунтарский характер, отошла от веры, увлеклась социализмом, “курила, влюблялась, не единожды была замужем”… Самой сильной, но безответной ее земной привязанностью был Александр Блок…

Мария Кузьмина-Караваева (по первому мужу) стала свидетелем революции и Гражданской войны, была городской головой Анапы, комиссаром по здравоохранению и народному образованию. Пережив арест и угрозу казни, бывшая эсерка эмигрировала из Советской России в Европу, где ей предстояло встать на монашеский путь и принять смерть в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк…

По словам автора, цель представляемого издания — рассказать не только о жизненных вехах матери Марии, но и о времени и окружавших ее современниках. Помимо летописи жизни монахини, в книгу вошли интереснейшие архивные материалы, среди которых свидетельства окружающих ее людей, воспоминания родных матери Марии, исследования ее литературного творчества, отрывки из номеров “Вестника” участников французского Сопротивления. Свой труд Ксения Игоревна называет “самым подробным исследованием жизненного и творческого пути матери Марии”, со дня гибели которой в этом году отмечается 70 лет…

В 1985 году в СССР Марию (Скобцову) наградили орденом Отечественной войны II степени, отметив заслуги монахини в борьбе с нацизмом. Недавно Константинопольский патриархат причислил мать Марию к лику святых новомучеников, однако, отмечает К.Кривошеина, спор о ее личности идет до сих пор: некоторые возмущаются ее “мнимой святостью”, другие — подчеркивают мужество и самоотверженность, кто-то говорит о ее “странном” монашестве, а кто-то — об истинно христианском пути. Русская православная церковь, дополнила Ксения Игоревна, в свое время собирала материалы о матери Марии, и, возможно, святая Константинопольского патриархата станет и святой РПЦ…

“Нетрадиционность” монашеского пути матери Марии, объясняет исследовательница, заключается в том, что она “не заперлась в келье, не ушла в затвор: наоборот, она активно проповедовала, открывала приюты, бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных”. В последнее время, по мнению К.Кривошеиной, в России много говорят о новомучениках, однако “у нас нет к ним молитв…” “Надо просить у них, чтобы никогда не вернулся в Россию тоталитарный режим, — уверена Ксения Игоревна, — чтобы не повторились в нашей стране «окаянные дни»…”

Выступление супруги поддержал и Никита Игоревич Кривошеин, поделившись своими детскими впечатлениями от встречи с матерью Марией, обладавшей “великой силой духа”. ”В настоящее время, — отметил Никита Игоревич, — я единственный, кто может свидетельствовать об этой удивительной женщине”…»

Книги семьи Кривошеиных находятся в библиотечном фонде Дома русского зарубежья и доступны всем желающим погрузиться в историю семьи, историю страны и Европы в целом. Мемуары очевидцев по-прежнему остаются самым захватывающим, самым эффективным способом изучения исторического наследия нации, — пожелаем представителям творческой династии Кривошеиных здоровья и новых встреч в их Доме — Доме русского зарубежья!..

Автор: Ирина Тишина

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий