Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

О мыши летучей замолвите слово

Катерина Песоцки.
Фото: Альберт Труувяэрт

В Музее природы экспонируется выставка «Страшно милая летучая мышь». По иронии судьбы начало ее пришлось как раз на эпидемию коронавируса, а летучие мыши были объявлены одной из ее причин. На время карантина музей перешел на виртуальный формат работы, сейчас он вновь открыт, и посетители имеют возможность ознакомиться с экспозицией, рассказывающей об этих удивительных созданиях.

Насколько реально обвинение летучих мышей (точнее, тех людей, кто их ели) в том, что они спровоцировали пандемию, и существует ли опасность заразиться от них в Эстонии?  На этот и другие вопросы «Столица» попросила ответить биолога Эстонского музея природы Катерину Песоцки.

Катерина Песоцки: В колониях летучих мышей могут быть различные заболевания, поскольку эти животные тесно общаются между собой в относительно небольшом пространстве, а при сезонных миграциях способны перелетать на дальние расстояния. Проживающие у нас летучие мыши редко контактируют с людьми напрямую. В пищу мы их не употребляем. Следует только понимать, что если, например, на чердак залетела летучая мышь, то трогать ее голыми руками нельзя — во избежание укуса рукокрылого.  Лучшим вариантом будет закрыть дверь и оставить окно открытым, зверь должен вылететь самостоятельно.

На сегодняшний день ученые пытаются найти такое животное, которое бы доказано являлось бы промежуточным звеном при переносе вируса от летучей мыши к человеку. Подробную информацию можно найти на странице Эстонского териологического общества.

— Существуют ли в наших лесах другие животные, имеющие «негативную» репутацию, и насколько она обоснована?

— Безусловно. Сразу приходят на ум мифы, связанные с жабами. Обыкновенная жаба, покрыта «бородавками» и многие люди верят, что от прикосновения к жабе кожа покроется бородавками.
Возможно, для жабы такое заблуждение людей только на руку, ведь животное из подобных опасений меньше беспокоят. В отношении жаб, обитающих в Эстонии, нужно помнить и то, что эти земноводные пусть не сильно, но ядовиты.  Поскольку жаб мы не употребляем в пищу, то угрозы отравления нет. Однако при прикосновении к жабе у людей с чувствительной кожей может быть реакция в виде покраснения на коже. К счастью, подобное бывает редко.

Есть еще заблуждение по поводу комара-долгоножки, насекомого из подотряда длинноусых (Nematocera).

Многие люди боятся его, полагая, что если маленького размера комар выпивает каплю крови, то сколько же может выпить этот огромный комар-долгоножка? Напрасные страхи. У нас в Эстонии примерно 80 видов комаров из этого семейства. Взрослая особь (имаго) у этих видов комаров — крупная, но кровью они не питаются. Так что, если в палатку или на веранду залетит такой комар, паниковать не стоит.

Вспоминается еще один представитель нашей фауны — уховертка. На многих языках мира название этого насекомого связано с ухом. Бытует мнение, что уховертки очень любят забираться в уши и прогрызать барабанную перепонку. В действительности же, в ухо насекомое может попасть только в том случае, если человек заснет на полу в подвале или на земле.

— Как Музей природы перенес карантин? Как отразилась отмена карантина на посещаемости? Кто составляет основной контингент посетителей? Какая работа с ними ведется?

— Наша команда работала дистанционно. Работа была очень продуктивная, одним из важных достижений стало открытие «Виртуального музея природы», к которому на эстонском и на русском языках были разработаны виртуальные рабочие листы. Открылась и первая виртуальная выставка весенних грибов.

Одновременно разрабатывались новые учебные программы и новые выставки. Так, что за время карантина было проведено много работы.

Сейчас музей посещают в основном группы из детских лагерей и семьи. Число посещающих музей туристов, по понятным причинам, не восстановилось. Увы, группы, которые были записаны и планировали посетить музей, не смогли это сделать, по объективным причинам. Будем надеяться на то, что число посетителей со временем начнет восстанавливаться.

— Как известно, Таллинн претендует на титул «Зеленая столица Европы 2022», наш город вошел в финальную четверку соискателей, наряду с Дижоном и Греноблем (Франция) и Турином (Италия). Музей природы каким-то образом способствует тому, чтобы Таллинн смог победить — ведь и в условиях конкурса «Зеленая столица Европы» и в деятельности музея важное место занимает экологически-просветительская деятельность?

— Самые юные любители природы, посещающие наши учебные программы уже с молодых лет, начинают понимать важность актуальных тем охраны природы. Для взрослых проводятся тематические лекции. В медийных источниках сотрудниками музея также затрагиваются такие важные вопросы, как стоит ли скашивать траву на газонах, что человек может сделать для уменьшения микромусора в море, в чем важность сортировки мусора, в чем важность сохранения и восстановления болот. Многие подобные темы освещаются нашими сотрудниками и даются развернутые комментарии. В музее уделяется внимание темам, связанным с экологией, и это находит свое отражение в выставках.

— Каковы ближайшие планы и что Вам хотелось бы изменить?

— Эстонский музей природы довольно посещаемое место, любимое многими. Наши экспозиции современны и интересны. Пожалуй, есть одно маленькое «но» — здание музея уже стало нам тесновато. Фонды музея также разрастаются и требуют места. Конечно же эта проблема требует решения, но это — завтрашние заботы.

На сегодняшний день, в условиях нынешнего музея, мы стараемся радовать наших посетителей интересными экспозициями, например, к концу осени, предполагаем открыть новую выставку, на которой можно познакомиться с жизнью Балтийского моря, в том числе узнать больше об экологических проблемах нашего моря.

Также в середине сентября всех любителей «тихой охоты» будет ждать традиционная выставка грибов.

Источник

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий