Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Алексей Дзермант: нынешний кризис- «момент истины» для Евразии

Портал RUSSKIE.ORG публикует текст выступления директора Центра изучения и развития континентальной интеграции «Северная Евразия», научного сотрудника Института философии НАН Беларуси Алексея Валерьевича Дзерманта на круглом столе «Пандемия коронавируса, мировой экономический кризис, ЕАЭС и ЕС: победа изоляционизма?», состоявшегося в рамках Международного проекта в сфере публичной дипломатии «Точки роста», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Хотелось бы продолжить некую логическую линию предыдущих ораторов. Во-первых, про блоковое мышление и вообще глобальную конфигурацию, которая, естественно, отразится на наших интеграционных союзах.

Мне кажется, действительно, сейчас стоит говорить в какой-то блоковой парадигме. То есть, Евразийский Союз, Китай, Запад (коллективный или не совсем коллективный). Здесь еще нужно учесть то, о чем говорил предыдущий выступающий. О том, что внутри каждой из стран существуют некие элитные группы, партии, которые ведут свою игру, имеют союзников в разных странах, и, естественно, имеют разные цели.

Как минимум, мы имеем в мировых элитах, в том числе американской, европейской, российской, китайской, условно говоря, партию глобальную, которая настроена на создание некого глобального мира с едиными правилами, в основном в торговле. Назовем по-военному их синими.

Есть, условно говоря, партия таких, кто настаивает на альтернативном глобальному капитализму неком пути, хотя бы со спецификой своей, национальной. С элементами и плана, и рынка. Это то, что в Китае реализуется, и назовем их условно красными.

И есть те силы, которые хотели бы, наверное, существования в каких-то замкнутых пространствах, в своих, если не островах, то таких замкнутых мирах, где будут культивироваться, может и в заключительных формах каких-то, своя идентичность, национальная там, этнокультурная, цивилизационная. В частности, наверное, у Трампа есть такие устремления, или у тех сил, которые за ним стоят (радикальные республиканцы). Очевидно, в Европе такие есть. Есть такие силы и в России. Назовем их черными.

И вот между ними существует различная конфигурация. То есть, в России клан либеральный, за которым стоят финансовые круги, они естественно хотели бы большей связи с теми глобалистами на Западе и в США, ну потому что связано с правилами, которые они приняли, впитали с молоком матери, когда становились специалистами. Есть явные кланы, назовем их национал-патриотами, которые хотят либо более суверенной экономики, либо опереться на Китай. В России, в частности, такие настроения популярны, в Беларуси тоже они весьма очевидны. Мы видим, что сейчас кризис высвечивает борьбу этих всех сил друг с другом за, скажем, видение будущей конфигурации.

Какие шансы есть у нас в евразийском пространстве? Мне кажется, действительно, стоит пытаться, и в этом есть смысл, выстраивать собственный полюс, собственное пространство на основе технологического потенциала, который у нас есть.

Если его не будет хватать, как многие эксперты в России говорят, то придется, наверное, сотрудничать с Китаем. В этом смысле, понятно, ища формулу взаимодействия, когда, скажем так, не даешь полностью подчиниться логике доминирования в этой сфере (я имею в виду в технологической). Ну и это, безусловно вызов и задача для нас всех.

И в этом смысле я думаю, что в рамках евразийского пространства, оно чем интересно на сегодняшний день, оно, по крайней мере, еще этот шанс не закрыло. В нем еще есть эти потенции. Потенции к росту тоже есть. Сегодня, кстати, парламент Узбекистана принял решение о том, что Узбекистан становится наблюдателем в Евразийском Союзе. И, по крайней мере, это хоть какое-то поступательное движение к расширению. Понятно, что там очень осторожно будут к этому относиться, но, тем не менее, все равно вот прирастание Евразийского пространства такими партнерами и союзниками это уже позитивный шаг, и вместе наш потенциал увеличивает.

Но мне кажется сейчас в момент кризиса, что это «момент истины», когда мы увидим, кто чего стоит, кто за что выступает. Те силы в элитах, среди экспертов, журналистов, лидеров мнений, на мой взгляд, которые достаточно четко, ясно озвучивают свою позицию, которая может нас усилить в качестве полюса, они сейчас пытаются громогласно об этом заявлять.

Думаю, дискуссия Глазьева с Центробанком России тоже об этом же. Это, по сути, публичный конфликт, который проявился. И мы очень хорошо видим, какие мотивы, какие силы, какие идеи стоят за каждым из публичных лидеров, которые проговаривают ту или иную позицию. И в этом смысле, на мой взгляд, стоит ориентироваться на тех спикеров, на их планы, на стратегии (они тоже уже есть в публичном пространстве), которые позволяют нам выйти из вот этой конфронтации, возможно между Китаем и Западом, усилив свой полюс. Они проговаривают конкретные методы для этого.

Я думаю, что в каждой из наших стран есть те силы, которые могут за это выступать. И я просто призываю, скажем, эти усилия с одной стороны отслеживать, а с другой анализировать хотя бы на нашем экспертном уровне для того, чтобы мы понимали, какая игра идет, и кто на чьей стороне выступает.

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий