Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Жители Калласте уже два года борются с руководством волости из-за будущего русской школы

Во время карантина волостная управа Пейпсияэре постановила перевести учеников большой городской школы Калласте в миниатюрное здание деревенской школы Колкья без канализации. Сделали это в целях экономии денег и повышения качества образования.

Эту историю можно смело назвать «хрониками Причудской войны»: жители города Калласте уже два года борются с руководством волости из-за будущего городской школы. Школу хотят просто ликвидировать и сделать из неё что угодно, но не котел культуры и образования, считают горожане. «В принципе главная цель волости — это дать детям хорошее образование», — объясняет решение заместитель волостного старейшины Пейпсияэре Вяйно Кивирюйт. 

При подготовке сюжета «Инсайт» просил волостного старейшину Александра Широкова и бывшего советника по образованию Пилле Лилле дать интервью на камеру. Лилле не ответила на сообщения, а Широков был очень занят и предложил поговорить с Вяйно Кивирюйтом, поэтому позицию волости в этой истории объясняет только Кивирюйт. 

Пообещали полосу разгона в четыре года

Школе города Калласте исполнилось 123 года, но 2020 год может стать последним в ее истории. В начале прошлого года управа внесла предложение волостному собранию начать реорганизацию двух русских школ и перевести детей из Калласте в деревню Колкья. Заместитель старейшины прошлой зимой говорил «Актуальной камере», что вопрос должен решиться в 2022 году.

Планы волости закрыть школу через несколько лет горожане были готовы принять как неизбежное: «У нас детей мало. Мы же понимаем, что время придет и мы закроемся», — говорит председатель попечительского совета школы, учитель Надежда Шлендухова. За оставшееся время в школе надеялись подготовить детей к переходу в эстонскую школу в Алатскиви, для этого было начато обучение по программе языкового погружения.

«У меня ребенок пошел в школу, в первый класс. И я, зная, что детей в Калласте не очень много, позвонила советнику по образованию Пилле Лилле и спросила, какие перспективы у школы. И она ответила: четыре года ты можешь быть абсолютно спокойна. Я привыкла доверять эстонским чиновникам абсолютно», — рассказала «Инсайту» мама первоклассницы из Калласте Ирина Орлова. 

Обещанного три года ждут

Неожиданно выяснилось, что нескольких лет у детей и их родителей нет. В самый разгар пандемии в марте 2020 года депутаты волостного собрания внезапно постановили перевести школу Калласте в деревню Колкья уже с через полгода, то есть с сентября 2020-го. «В самый неподходящий момент, какой только можно представить, во время чрезвычайного положения. Из-за пандемии все сидели по домам и когда люди узнали, что будут решать судьбу школы и детей, они не могли ничего предпринять», — говорит член волостного собрания Кюлли Муст. Сама она была категорически не согласна с такой спешкой. 

Вяйно Кивирюйт утверждает, что управа пыталась найти с жителями Калласте компромисс и организовала собрание для этого, но договориться было невозможно, так как люди не идут ни на какие компромиссы. Версия горожан о собрании совсем другая. «Меня почему-то стали оттуда выгонять. Я просила объяснить причины, — возмущается мама из Калласте Ирина Мёльдер. — Настоятельно просили покинуть помещение. Я думаю, что если бы не присутствие нашего адвоката, господин Киуру бы вывел меня оттуда насильно» (второй замстарейшины волости Пеэтер Киуру — прим.ред.).

По словам Мёльдер, адвокат родителей просила дать ей слово и разрешить вести запись на собрании, но ей не позволили. «Вообще ничего было нельзя, и у представителей волости случилась истерика, — вспоминает скандальное собрание Мёльдер. — Представителей от школы Калласте не было — ни директора, ни учителей. То есть эту точку зрения для компромисса они не рассматривали!»

Сегодня школа все еще работает. Чтобы остановить ее закрытие, родители обратились в суд с требованием отменить решение волостного собрания, принятое во время карантина. И суд первой инстанции, и окружной суд остановили реорганизацию школ до окончания спора. 

Ни дня нельзя оставаться в этой ужасной школе!

Стремление срочно перевести детей в деревню Колкья Кивирюйт объяснил заботой об образовании детей. По мнению чиновников, в Калласте школа очень слабая, а в Колкья можно обеспечить должный уровень обучения. По словам Ирины Орловой, родители и учителя услышали на собрании от волостного советника по образованию мнение о себе и своей школе.

«Она устроила презентацию, на которой стала говорить о том, что мы глупые, наши дети, глупые выпускники нашей школы глупые… ну это я мягко говорю… На одной половине зала сидели родители, на другой учителя. Я повернула голову. В глазах нашего классного руководителя стояли слезы», — сказала Орлова. 

Цифры, которые советник приводила в своей презентации, должны были подтвердить плохое состояние школы Калласте в сравнении с прекрасным уровнем школы Колкья. Учитель математики Наталья Поташенкова утверждает, что эта презентация была сделана с элементарными ошибками и в принципе безграмотно: «Никто так не делает презентации, никто так не  считает диаграммы. Не надо быть учителем математики, чтобы понимать, что не так составляют диаграммы!»

Учителя из Калласте пересчитали все данные по каждому слайду презентации волостной управы и передали депутатам разбор этих цифр, но в волостном собрании это никому не было нужно. Родители тоже убеждены, что дело вовсе не в качестве преподавания.

«Я сказала: не надо нам врать, мы живем в таком маленьком городе, мы знаем, что у нас есть, а чего нет. В чем смысл происходящего?! Говорить о том, что в Колкья образование лучше — смешно. Год уже не могут найти учителя эстонского», — возмущается Орлова. Лидия Пузанова говорит, что после карантина ученики школы Калласте пошли сдавать госэкзамен по эстонскому языку и сдали его. «А почему-то в Кольках, где так все супер-пупер… Они не пошли сдавать. Чего испугались?», — удивляется она. 

Здесь играем, а здесь не играем

Методы властей на пути к своей цели действительно поражают. Например в марте прошлого года детей 5 и 6 классов забрали с урока труда и провели с ними воспитательную беседу. Со слов детей, их вынуждали подписывать чистые листы бумаги и говорить о большом желании учиться в Колкья. Дети пожаловались после этого учителю и родителям.

Инициаторами беседы были директор школы и советник волостной управы по образованию. «Была пустая бумага, как сказали дети. Нужно было подписать», — рассказала Инсайту Надежда Шлендухова. Как председатель попечительского совета школы она написала заявление волостному самоуправлению о происходившей 14 марта странной беседе с детьми.

«Им рассказывали о том, какая школа Колкья хорошая, а школа Калласте плохая. Им говорили о том, что они должны перейти туда учиться. Фактически заставляли маленьких детей без присутствия родителей… вот такое психологическое давление», — говорит Ирина Орлова. 

У одного ребенка после разговора с директором и советником стресс был настолько сильным, что он боялся идти в школу, и понадобилась помощь психолога. Об этом есть и соответствующая справка специалиста, который работал с ребенком. Редакция «Инсайта» располагает заявлениями родителей, в которых они спрашивают, чем объясняется давление на детей и почему пятиклассников заставляли что-то подписывать. «Родители написали недоверие такому директору. И этот же директор оказался потом почему-то директором Колкья школы» — возмущена Ирина Мёльдер.  

Одна мама со своим вопросом дошла до канцлера права. Канцлеру права школа и волостная власть ответили, что дети подписывали решение ученического самоуправления. Странно здесь то, что детей для этого заседания самоуправления снял с урока труда директор. Обычно ученики из самоуправления все-таки сами решают, когда им собраться на свое заседание и они не делают это во время уроков. Более того, судя по жалобам детей, они и не подозревали, что состоят в самоуправлении. 

«Инсайт» посетил школу Колкья и предложил бывшему директору школы Калласте, а ныне директору школы Колкья Диане Виллемсон дать интервью на камеру и объяснить такое давление на детей. Виллемсон отказалась от интервью, а о жалобах родителей сказала, что впервые слышит о подобных случаях. Удивительный ответ с учетом имеющейся официальной переписки. Результатом всей этой истории стал сильнейший стресс у нескольких детей и письменное разъяснение канцлера права. Канцлер права Юлле Мадизе объяснила волостной управе, как должно работать нормальное ученическое самоуправление. 

На нищих денег нет

Но и это еще не все. Стараниями чиновников и депутатов уже пострадали самые незащищенные. Много лет при школе в Калласте был интернат для проблемных детей. Они нуждались в самом простом: в чистой постели, горячей еде и возможности сделать уроки в нормальных условиях, когда рядом нет пьяных родителей. Год назад его закрыли решением волостного собрания. 

Ирина Волосова представилась «Инсайту» как «бывший психолог-воспитатель бывшего интерната». Проблемных детей всегда много, рассказала Волосова. Раньше бывало 14-15 человек. В последние годы детей в интернате стало меньше, так как у школы нехватало денег, а волость не давала Калласте ни цента. «Даже уважение какое-то бы было, если бы было все открыто сказано. Так нет. Вооружившись лозунгом «Все — для детей, всё для детей!», выкинули, значит, детей на улицу», — грустно констатировала Волосова.

«Инсайт» пообщался с одной девочкой, жизнь которой после закрытия интерната стала неудобной. Она ездит из Нарвы в школу и если выедет в понедельник утром, то не успевает на уроки. Поэтому ребенок ездит в Калласте в воскресенье и нередко ночует у своей бывшей воспитательницы.  «Чувство такое.. Противно. Закрыли. Надо. При чем я прекрасно знаю, почему надо. Не хотелось финансировать. Проектные деньги, выделяемые на детей, покрывают какие-то расходы, но остальное покрывают местные власти», — объяснила Волосова свои ощущения.

Она работала в интернате 15 лет, помогая детям со сложными семейными обстоятельствами и с поведенческими проблемами вступать в самостоятельную жизнь. Помещение интерната в итоге передали под хостел для туристов. 

Заместитель старейшины объяснил, что в интернате жили 1-2 ребенка, ну зачем его содержать? Но все учителя в один голос говорят, что это неправда: 7 человек жило в интернате перед его закрытием. Заместитель старейшины волости в беседе с «Инсайтом» подтвердил, что в школе после её закрытия тоже будет хостел или отель. 

Требования соблюдать дистанцию? Нет, не слышали

Интерес волости к зданию в туристическом месте горожанам понятен, но они не согласны с тем, что гостиничные услуги важнее, чем дать детям возможность еще несколько лет учиться рядом с домом.  Кроме того деревенская школа даже после дорогого ремонта не тянет против городской. В Колкья уже давно ищут четырех педагогов: нет учителей эстонского, русского, химии.

«Я не сторонник того, что именно школу Колкья надо закрыть. Каждый ребенок заслуживает того, чтобы учиться рядом с домом. Особенно маленькие дети. Но там реально маленькая школа, рассчитанная на своих», — рассказывает Ирина Орлова.

В Калласте есть стадион и огромный двор, где можно побегать, есть большой актовый зал. Есть недавно реновированная на европейские деньги отопительная система, нормальные централизованные водопровод и канализация. В Колкья всего этого нет. Школа очень маленькая, в том же здании находится детский сад и библиотека. 

Что будет со школьниками в Колкья в случае новой волны COVID-19 страшно даже представить. «Эстония такая маленькая, неужели 50 детей школы Калласте никому не нужны? Неужели это разменная карта? Можно посадить в автобус в период коронавируса и впихнуть в какой-то скворечник в школе Колкья», — спрашивает Орлова, понимая, что вопросы она задает риторические.

 

Поделиться

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий