Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
Семьдесят пять лет назад, двадцать пятого октября 1936 года, в Таллине на Коплиском кладбище была освящена часовня, сооруженная на братской могиле воинов Северо-Западной армии (СЗА). История Северо-Западной армии — одна из самых горьких страниц в истории России.
Странно, быть может, но многие жители столицы Эстонии не знают, что на территории нынешнего Копли, называвшегося тогда Цегельс-Коппель, было Иверское братское кладбище. Здесь хоронили северо-западников, погибших в боях или умерших в госпиталях от ран, от тифа и дизентерии, а во многих случаях и от голода. Эти люди, верившие, что спасают Россию, эти люди, не жалевшие ради нее жизни, были преданы страшно и бесповоротно.
Русская общественность в Эстонии долгие годы добивалась, чтобы на кладбище был установлен памятник северо-западникам. Властям мемориал был не нужен. О чем он мог напоминать им? О предательстве союзника?
В 1924-ом году в «Вестнике Северо-Западной армии», редактор которого Генрих Гроссен, очевидец многих событий, связанных с этой армией, писал, что как напоминание о роли северо-западников в становлении балтийской республики «будут вечно лежать те печальные курганы из русских черепов, которые в большом количестве рассеяны на территории той Эстонии, в фундамент независимости которой вложили свою лепту из жизней и покоящиеся в этих курганах воины Северо-Западной армии».
Разрешение было получено лишь в 30-х годах. И в конце октября в Ревеле ровно 75 лет назад на этом кладбище была возведена мемориальная часовня. Строгие формы, изящные линии… Часовня была построена по проекту известного тогда архитектора А.Владовского в стиле «ностальгического традиционализма». А на стенах внутри часовни были мемориальные доски с фамилиями погибших северо-западников. Этих фамилий было так много, что на стенах не оставалось свободного места.
Можно представить себе, как торжественно и как скорбно проходила церемония ее открытия. И сколько боли было во всем этом… Собралось множество людей.
На снимке, сделанном в ту пору, это видно достаточно явственно. И это понятно… Мемориальная часовня строилась на средства, собираемые русскими людьми, в том числе и оставшимися в живых офицерами, которые в большинстве своем и так жили впроголодь.
Раньше удалось поставить на кладбище и большой крест, а на гранитной плите на камне рядом золотыми буквами была сделана надпись:
«Крепче, чем этот надгробный гранит,
Ставший героев уделом,
Родина пусть навсегда
сохранит
Память о подвиге белом».
Увы… Родина хранить память не умела. В 1946 году часовню снесли. Кладбище тоже перестало существовать. На этом месте практически на костях была построена электрическая подстанция. Было и что-то вроде сквера. Его называли «парком живых и мертвых».
Удивительно все-таки, как живуча эта традиция непримиримости: воевать с памятниками, стараться уничтожить след былого. И какая горькая аналогия…
Только в 1991 году удалось на территории подстанции, то есть на месте бывшего кладбища, в какой-то мере восстановить памятник.
На мемориальном камне — надпись: «Братьям северо-западникам, погибшим за родину. Вечная память». Памятник воссоздали добровольцы-историки, члены клуба истории Военно-морского флота под названием «Штадт Ревель» с помощью Общества казаков Эстонии.
А еще позже, сравнительно недавно, стараниями Александра Юрьева, художника-реставратора и настоящего подвижника была установлена памятная доска в соборе Александра Невского. Это та самая доска, которая когда-то была на кресте, установленном на кладбище северо-западников.
Когда часовню и крест сносили, кто-то успел забрать и спрятать памятную доску. Потом этот «кто-то» был найден, имени его мы не знаем, доску конфисковали, и она долго лежала в подвале того здания недалеко от Балтийского вокзала, в котором размещалось отделение милиции.
Вот так, бескорыстными, зачастую самоотверженными деяниями многих людей и сохраняется, передается от поколения к поколению память. Даже если ее пытаются задушить…
По материалам "Молодежь Эстонии" | 17.11.06